ТЦ: антропопластика

Mar 23, 2013 01:32

Забрела тут в торговый центр за хлебом насущным, поглазела на покупающих - да вдруг взяла и поняла, в чём прелесть и смысл (ага! и смысл!) занятия, нашедшего себе в нашей речи, за неимением точного автохтонного, иноязычное имя «шоппинг». Человек приходит в магазин (в точности за тем же, за чем библиофаг приходит в книжный - во, догадалась на пятом десятке лет!) за возможностями быть собой, о которых - пока ты не пришёл в магазин и не пересмотрел их все - никогда не знаешь заранее, какими будут они - а, следовательно - каким будешь, можешь быть с их помощью и ты. Это обилие возможностей и средств телесной и душевной (пере)настройки себя. Люди сюда приходят за собой-другими - или, напротив того, за собой-прежними, за подтверждением и закреплением сложившегося варианта себя (в случае, если они, скажем, годы подряд покупают вещи одного и того же типа). В общем - антропопластика.

Торговый центр со всеми его этажами - гигантский улей возможностей себя, антропопластических инструментов, они тут роятся, размножаются, гудят. Содержимое его полок, шкафов, вешалок - набор деталей гигантского, едва ли не бесконечного конструктора, из которых человек что ни день собирает себе существование. Так же точно, как из того конструктора, который каждый собирал в детстве, тут можно собрать превесьма разное - и не только по заготовленным моделям, почему бы и не по самоизобретённым? Это - слова языка, которым человек говорит себе и миру всё, что находит нужным. (И понятно же в свете этого, что есть вещи более красноречивые и более косноязычные или немотствующие - и что такие вещи у каждого свои и разные. В торговые центры и супермаркеты человек, изъясняющийся не только словесно, приходит за расширением словаря.)

Вот за этим и приходят: за возможностью, за щекочущим мысли, чувства и воображение ветерком и холодком возможности. За работой с собственными границами: их подтверждением, расширением, испытанием на прочность и упругость.

«Творчество», которое в культуре западного (с ним и нашего) Нового времени ценится так высоко - да вот же оно, оно и тут, оно вообще везде. (Такой вещи, как тупое тавтологичное «потребление», страшный жупел, - надо ещё поискать. Может быть, это вообще идеологический конструкт.) Человек из предлагаемого, подручного материала (а из ничего - творил только сами знаете Кто) жизнь себе творит: её формы, интонации, - не говоря уже о том, что - собственное тело (а с ним и душу - его обитательницу), условия его существования, характер его движения, свой образ в глазах других, своё желаемое среди них место, пишет себя как послание другим. Да, пожалуй, и не только себя и своё: он создаёт жизнь вообще, атмосферу и ноту звучания времени, в котором мы все живём. Он работает с веществом бытия - которое как же ещё и пощупаешь, если не в окружающих нас ежедневно предметах? Он творит мир - занимается простой, обычной демиургией в доступных ему формах и масштабах.

This entry was originally posted at http://yettergjart.dreamwidth.org/211186.html. Please comment there using OpenID.

ритуалы повседневности, оправдания, массовая культура, антропопластика, языки бытия, антропология вещи, малая демиургия

Previous post Next post
Up