Вам знакомо, чем опасен электрический ток? Самое опасное в электрическом токе, это то, что его не видно, не слышно, нельзя узнать по запаху, да и почувствовать тоже не каждый сможет, До момента поражения ток никак не распознать. С радиацией сложнее, порожение радиацией проходит незаметно, и последствия намного сложнее. Если при ударе током человека достаточно оттащить, чтоб прекратить поражение, то с радиацией сложнее. Но так ли опасен мирный Атом?
Начало
Чтобы это проверить, я с группой блогеров отправился на Атомную Электростанцию города Балаково. Где и мы побывали в здании первого реактора.
Переодевшись в специальную рабочую одежду, мы пошли в зал с большим количеством дозиметров. Несколько больших стеллажей были расставлены по разным сторонам комнаты, так же тут были специальные терминалы - программирующие дозиметры. Можно было брать любой аппарат и вставлять в терминал. На нем набирать свой номер, который нам сообщили, пока мы сидели в кресле. У меня Был 100-183 На экране стразу высветилось мое имя фамилия отчество, если бы я был работником станции, появилось бы еще и фото.
Подтверждение и все мой индивидуальный дозиметр уже работает и считает, сколько микрозивертов я получил. На всякий случай спрашиваю, при каком показателе стоит волноваться? Мне сказали, что дневная допустимая доза на станции 200, но сейчас такое редкость. Прикрепляю дозиметр в карман и иду дальше за группой. Мы идем по переходу IV в здание V
И эта уже считается территория радиоактивного загрязнения. Мы идем в Первый блок, потому что он встал на очередную профилактику. Каждые 18 месяцев реактор останавливают, выгружают отработанное топливо, и загружают новое. Так же проверяют работу всех систем. Необходимое меняют, чистят, словом все по регламенту, по уже отработанной технологии. Семьдесят суток происходит плановое обслуживание реактора. Но каждый раз рабочие борются за то, чтоб быстрее подготовить реактор к работе. Пока на АЭС делают за 65 дней.
Идем по переходу, прибор показывает ноль, страхи начинают развеиваться.
Но это всего лишь переход, а реактор то впереди. Пока можно идти без средств защиты.
Ответвление на второй реактор, но там нам делать нечего, он в рабочем состоянии.
Мы все ближе и ближе к реактору, и страхи, пока что никуда не делись. Внутри все те же ощущения незащищенности, хорошо, что шутки и разговоры блогеров отвлекают. Вот и виднеется вход в задние реактора. При входе еще один контрольный барьер. Опять пропуск, пин код и тд. Лишний человек сюда не попадет. После прохода через систему контроля допуска и одеваем перчатки с респиратором.
После входа мы пошли в комнату управления, где дежурят специалисты станции.
Здесь, мало что интересного кабинет как кабинет, куча бумаг, наряды допуска, столы и стулья. Люди здесь тоже работают в спецодежде, неужели они каждый день проделывают такую операцию по переодеванию. Оказывается да, и порой не один раз за день. Дело в том, что пить на этой территории можно только воду с питьевых фонтанчиков. Никаких кружек быть не должно. А есть запрещено вообще, а вот курить можно. Правда, как и на любых объектах строго в определенных местах.
Еще что здесь меня привлекло так это фонарики. Странно видеть их на объекте который вырабатывает почти 1000МВатт/час. Хотя положено, значит нужно. Идем на самый верх. На отметку 36 метров. Этажей тут нет, все меряется в метрах от поверхности. Ну это где то 12-14 этаж.
Входим в коридорное помещение и видим очень большую дверь. Она очень массивна, фотографировать ее запретили строго, это вход в гермозону реактора. Рядом очень много гудящего оборудования. Почти все оно сейчас выключено, осталось только принудительная вентиляция. А так, когда дверь закрыта и реактор в работе, внутри гермозоны создается отрицательное давление, чтобы двери еще плотнее прилегали.
И все же я покажу вам дверь. Не ту через которую мы зашли, очень похожую. Эта дверь на недостроенной станции в Крыму. Станция аналогична той на которой мы находимся. взял я это фото
отсюда.
Расписываемся в журнале учета вошедших в зону и входим. По ощущениям это когда ты ныряешь в воду в конце мая. Ты думаешь что вода холодная, вот весь съежился, приготовился, входишь и … Ничего такого, не так уж и страшно, да и картинка какая то не привычная, точнее не то что ожидал.
Вокруг расставлено много разного оборудования, разные краны, крюки, блоки, и яма в центре.
Первая мысль, да ладно. Нас разыгрывают. Я же видел в фильмах реактор, он не так выглядит. На самом деле это реактор. И мы находимся на в машинном отделении над самим реактором.
Вот макет здания в разрезе.
Рактор находится внутри этого бассейна. Во время работы бассейн заполнит водой с бромом. И куча оборудования следящих за состоянием реактора.
Вот крышка сферы рактора. Сейчас зарыта чтоб не фонило, а в рабочем состоянии над реактором находится система контроля и управления. Ее сейчас убрали.
А это то, что убрали. Весит эта штука больше 160 тонн. И перемещается краном, который здесь сделан при постройке. Вообще внутри очень много разный вспомогательных предметов, которые здесь построены раз и навсегда.
Например специальная машина для одновременного закручивания шпилек реактора нужен он для откручивания и закручивания блока контроля и управления. Чтоб не произошло перекоса при закручивании верхнего блока.
Свет приглушенный, довольно сильный грохот, почти ничего не слышно что рассказывают работники станции. Но вокруг все спокойные. Все фотографируют как можно больше всего. Соответственно без перчаток ходят и охрана ничего не говорит. Вроде как все порядке, смотрю на дозиметр -2. Ну это нормально, я думал, будет 30, раз дневная 200. Хожу, оглядываюсь по сторонам. Отработанное топливо
Кран под крышей, который подымает 320 тонн, да и крыша настолько прочная что должна выдержать падение самолета.
Есть тут и опасные места.
Тут я задержался, фото никак не выходило, потом посмотрел на дозиметр. Там красовалась цифра пять. Спокойно, это всего лишь пять, но когда числа растут как то не по себе становится. Решил быстрее по фоткать разные интересные предметы просто, не задавая вопросы.
Охрана труда и здесь тоже. Интересно почему здесь нельзя именно спички? Или вообще огонь нельзя?
А вот здесь работают люди. Сидят на стульчиках, покойно и смотрят на мониторы. Как выяснилось они проверяют что то внутри на предмет трещин и всего надо проверить 11 тыс трубок. Это много, сидеть тут долго. Удивляет спокойствие работников, как Будто по лесу гуляют или сидят не над смертоносной капсулой а прост в офисе. От этого становится спокойно, дозиметр так же показывает 5.
Ну и фото на аватарку, на память. Мама я живой.
Жесткий график, надо двигаться дальше. Выход из гермозоны, и опять роспись, что не оставил там никакого оборудования. И далее в комнату, где проходим контроль радиационной безопасности. Остались ли на нас, на одежде, частички радиационной пыли или еще чего то. Здесь есть умывальник отдельно с мылом и отдельно спец составом. А под ногами у нас многослойный липкий коврик для сбора пыли с обуви.
А нужно ли нам руки мыть? Или что то делать? Сопровождающие полны спокойствия, значит все идет по плану и хорошо.
Надо зайти в установку, зарыть за собой металлическую калитку и приложить руки на сенсор. Потом тебя чуть прижимает и выдается вердикт красный свет иди назад мойся, зеленый все хорошо, чисто. У нас грязных не было. Мы идем дальше по зданию. Теперь марш бросок с 36 метров до минус 4. Но об этом в следующий раз.
Пока же хочу подвести итог. Я понимаю, что многое от нас скрыли и маршрут наверняка прорабатывали не один день, но все же сам факт того, что нас пустили на такой объект, да еще и я после реактора получил меньше чем после ренгена зуба говорит только о том, что Атомная энергетика достигла такого уровня, что она становится очень безопасна.
Выражаю благодарность,
Игорю Соловьеву,
Жабкину Денису,
Аникину Денису Алексею Науменко за предоставленные фото.
Так же, большие благодарности всему руководству БАЭС, отдельно большое спасибо начальнику ЦОИ Дмитрию Сергеевичу Шевченко, и Никите
cheepok, который собственно и занимался организацией этого блог-тура..