Очередной бестселлер в России). Ессно и я читаю!
Цитата из введения:
"Эту книгу можно читать как документальный роман о том, как две самые долгие диктатуры Европы, каждая из которых продолжалась по 40 лет, не устояли. Речь идет о диктатурах Франко в Испании и Салазара в Португалии. Чтобы дополнить картину, я пишу об их позднем и менее долговечном подражателе - православной диктатуре «черных полковников» в Греции. Все три режима рассыпались почти одновременно - в середине 70-х гг. прошлого века.
Испанский и португальский режимы, очень похожие по форме, отличаются по происхождению. Оба появились, когда часть граждан захотела власти твердой руки, которая покончит с хаосом молодой демократии. В Испании генералу Франко для этого пришлось свергнуть правительство и завоевать страну, в Португалии профессору Салазару, чтобы закрепиться у власти почти на всю жизнь, хватило умелого преодоления экономических трудностей и манипулирования политическими институтами. Правителями они были тоже очень разными. Один начал с войны, другой ею закончил. Один выстраивал свою власть на одержанной победе, второй под конец жизни - на том, что всеми силами избегал поражения.
Выживание и падение режима связаны теснее, чем кажется. Время выращивает внутри старой диктатуры новое общество, и она впускает его в себя, чтобы не разорваться сразу и выжить, становится эластичнее в одном месте и ригиднее в другом, но в конечном счете умирает, не вместив это новое общество в себя. Умирает мирно или не очень. Новое общество всегда растет внутри старого, они взаимодействуют, борются и идут на компромиссы, иногда меняются местами, отбрасывают свои радикальные фракции. Они могут в конечном счете смешаться, и диктатура рассыплется, превратившись в эту смесь. Так произошло в Испании. В Португалии было иначе. Там новое общество высвободилось из старого в результате революции. В Греции диктатура пала после неудачной попытки присоединить соседнее государство.
Переход от тирании к демократии интересует не только жителей авторитарных стран, которые примеряют его на себя. Он интересует людей вообще. Переход от власти одного к власти всех, от прав для немногих к правам для большинства - универсальный общечеловеческий сюжет, любимый во все времена.
Падение режимов в Испании и Португалии еще и мой личный сюжет. Я помню на экране советского черно-белого телевизора бегущих по незнакомым, залитым солнцем улицам, припадающих к укрытиям чужих солдат в необычных, не наших шапочках и новое слово «Лиссабон» в приятном ворковании диктора.
И позже, в уже подростковой памяти, необъяснимую радость от того, что в Испании победили очень хорошие люди, и значит, мир добра еще немного расширился..." (с)