Если вы читаете посты по тэгу
wwoof и
workaway, посвященные волонтерству в путешествии, то знаете, с какой теплотой и любовью я обычно отношусь к этому процессу. Пожалуй, за исключением извержения вулкана Синабунг на Суматре, лучшие моменты всего путешествия имеют отношение именно к добровольной работе на фермах и в прочих местах. Но есть и подводные камни, о которых тоже стоит сказать.
Дело в том, что наличие таких волонтерских платформ, как
Workaway дает возможность любому приглашать к себе добровольцев. И этим часто пользуются люди, воспринимающие волонтеров как условно бесплатную рабочую силу и возможность не нанимать работников - им-то надо платить, притом немало. Обычно мы очень внимательно читаем предложения на сайте и почти всегда можем распознать, когда хостов интересует общение и культурный обмен, а когда дармовой труд. Так что осечек практически не было. Но последний раз оказался весьма неудачным, несмотря на множество очевидных плюсов, и нам пришлось сбежать из роскоши трехэтажных вилл в деревню к курам и собакам. Как так вышло - расскажу под катом.
Если в Таиланде интересных предложений на Workaway было хоть отбавляй, в Малайзии с этим весьма печально. В основном хостелы и курортные отели ищут неприхотливых путешественников, чтобы сидеть на ресепшене и убирать номера за кусок хлеба с маслом на завтрак. Такие варианты мы отбрасывали, практически не читая, и в целом выявили набор признаков, которые в совокупности почти всегда указывают на то, что интересного волонтерства в данном месте не выйдет. Признаки эти следующие:
1. Хост напрямую заявляет, что ему не нужны лодыри, а нужны работящие ребята.
2. Хост не принимает волонтеров на срок меньше месяца (ну правильно - чтобы люди работали подолгу и не надо было звать и учить новых).
3. Не предоставляется питание (да-да, и такое бывает).
4. Описывается работа для обслуживающего персонала (уборка, стирка, обслуживание гостей).
5. Нет отзывов, говорящих о противоположном.
Один из этих признаков может ничего не значить, но два или три вместе однозначно говорили, что страницу можно закрывать. И предложение малайца по имени Заинол на острове Лангкави тоже было подозрительным. Работа была связана с трехэтажными виллами, сдаваемыми в аренду туристам. Что с едой - непонятно, с родом деятельности тоже не все ясно (вроде как садовничество), но это был единственный хост, ответивший на наше письмо. А написали мы его, купившись на отзывы, которых было много, и все как один восторженные. Многие утверждали, что это был лучший workaway среди многих, и это притупило нашу бдительность. Правда, почему бы и нет?
Шло время. За несколько дней до назначенного срока мы спросили Заинола, заберет ли он нас из аэропорта. Это обычная практика - встречать волонтеров, и иного опыта у нас не было. Оказалось, что нужно добираться самим на такси, что было весьма недешево. Правда, еще через день хост все-таки написал, что встретит нас, но это лишь потому, что он сам прилетал в тот же день из Куала Лумпура.
Заинол оказался пожилым, но довольно активным дядькой. Пока ехали на виллы, он рассказал, что на завтрак даст нам продукты - хлеб, джем и масло, на обед - три доллара на двоих в день, а ужин уж как-нибудь сами. Что касается работы, то это будет расчистка дорожки в лесу для спуска к пляжу. Виллы Заинола находились на холме среди джунглей, и впервые увидев территорию, мы пооткрывали рты - настолько все это было красиво и со вкусом сделано. Обустроившись в огромной мансарде со своим туалетом и душем, мы уже начали думать, что все может получиться неплохо. Но нет.
На следующий день я стала работать с венгерской волонтершей Панни, которая здесь жила уже больше месяца. Она, а теперь и я, должны были заниматься... нет, не садовничеством, а банальной уборкой на виллах, заправлением кроватей, стиркой, сушкой белья и прочими делами, чтобы у гостей Заинола не было бытовых проблем. Три виллы вмещали до десяти человек каждая, и здесь не было наемного персонала за исключением двух индонезийских рабочих, неторопливо разбирающих какую-то постройку! Всю работу делали волонтеры!
Паша перешел под начало зятя Заинола по имени Патрик, который изрядно этому факту обрадовался: больше не придется чистить бассейн самому! Большую часть времени Патрик проводил в накуренном состоянии, и работать не любил. Пять дней в неделю по пять часов в день мы должны были выполнять свои рабочие обязанности. Заинол периодически подкидывал нам еду, но осознание того, что это просто остатки завтрака гостей, несколько портило общее впечатление. Конечно, это были не объедки, а вполне нетронутые фрукты и рисовые пирожные, но есть их не хотелось.
За все время, что мы пробыли там, Заинол ни разу не поинтересовался нами, как людьми, не спросил ничего ни про нас, ни про нашу жизнь и семьи, а если и говорил, то только о себе и своих достижениях. И конечно, ни разу он не сел с нами за один стол, чтобы разделить еду. Правда, свозил один раз на ночной рынок и даже угостил блинчиками с дуриановым соусом и розовыми яблоками, но эти дары, как и всю прочую еду, пришлось вкушать в одиночестве.
Условия были прекрасными: огромная мансарда, полностью оборудованная кухня, масса свободного времени, прекрасный вид с веранды, пляжи, кафе и магазины в пешей доступности, неплохая компания в лице индонезийских парней, Панни, а потом еще и пары волонтеров из Польши. В свободное время мы много готовили, гуляли, а в отлив ходили на берег собирать в иле съедобных моллюсков, которых потом вкусно тушили со свежими травами из сада. Сначала все было настолько здорово, что мы даже думали остаться до конца месяца вместо того, чтобы уехать через две недели. Но все испортило отношение Заинола и его треклятая жадность, которая не позволяла ему нанять персонал для уборки, повесить волонтерам нагреватель для воды и кормить их ужином. Пока мы не появились, он и стиральной машиной Панни не разрешал пользоваться, но нам почему-то не отказал. Это было бы совсем уж глупо - стирать руками, если есть специальный агрегат.
А еще он нас обманул. Через три дня пахоты на ниве ублажения гостей Заинола мы позвали его на разговор. И как могли, объяснили, что нам не очень нравится такая работа, и что мы к ней не слишком-то расположены, и как же садовничество, которое он обещал в письме. И что мы могли мы сделать ему фотографии вилл получше чем те, двадцатилетней давности, что висят на сайте. И что главное для нас - общение и культурный обмен, а не труд сам по себе. Заинол сказал: "Не переживайте, сейчас все гости разъедутся, и у вас будет масса времени на фото и прочие дела". Но это он наврал. Гости-то разъехались, да только за ними приехали новые, и работы стало только больше.
Последней каплей стала поездка на острова. Заинол с барского плеча сделал нам такое одолжение - взял покататься с собой вместе с гостями. После работы нам надо было пообедать, о чем он особо упомянул, и встретиться с ним на стоянке. Оказалось, что гостей он планировал покормить ланчем, для чего припас продукты и напитки, да только нас за стол не позвали - мы же уже пообедамши, можем и прогуляться по пляжу, пока господа кушают. В тот же день мы сказали, что уезжаем. Венгерская волонтерша Панни, наслушавшись наших рассказов о том, какое бывает настоящее волонтерство, а не батрачество, как у Заинола, тоже решила отчалить. Кто писал все эти отзывы, восхваляющие нашего хоста и его щедрость - я не знаю, но это был отличный урок и повод относиться еще внимательнее к информации на сайте Workaway.