А нарушу-ка я хронологию описания своих приключений. Ибо не писал в жежешечку уже дофига и ещё чуть-чуть времени, хоть и материала для повествований накопилось премного. Как пелось в песне группы Чайф: «но то не лень, а занятость, она в который раз тиранит нас». Хотя и лень, что греха таить, тоже.
В этом посте не будет картинок, зато будет чертовски много «букаф», среди коих будет присутствовать и мат, уж извините, но из песни слов не выкинешь. В общем, сюрпризы и неожиданности настигают тебя обычно там, где ты, казалось бы, ко всему приготовился и всё спланировал. В этот раз их хватило бы, чтобы номинироваться на премию #путешественникгода. История будет поучительной и информативной в плане попадалова с авиабилетами и разгребанием проблем, с этим связанных.
Короче так, попасть в Бейрут нам было нужно очень, прямо позарез. Не спрашивайте почему, это сложно объяснить. Были множественные знаки и знамения. Подчёркиваю, множественные и весьма недвусмысленные. Кроме того, надо же было попробовать шаурму в том месте, где её изобрели! Хотя бы для того, чтобы убедиться, что у нас всё равно лучше.
Бюджет вырисовывался весьма ограниченный, поэтому мы решили, что поездка будет короткой. Наиболее дешёвых вариантов перелёта из первопрестольной в столицу Ливана было два: через Турцию и через Кипр. Пока мы размышляли, остался только Кипр. Ну ладно, на Кипре мы не ещё были, заодно позагораем на цивильных и всенародно любимых пляжах с голубыми флагами. И это был первый шаг на пути к фиаско.
Сначала были куплены билеты в один конец из Москвы в Ларнаку по 2600 рублей каждый от «лоукостера номер 1 во вселенной». Ну надо же было когда-то Победоньку протестировать! Забегая вперёд, скажу - далеко не худшая авиакомпания. Не надо на них ругаться и слушать тех, кто ругается. Просто внимательно читайте правила. Да, ещё докупили одно место багажа (минимального, 10 кг). Это дешевле всего делать на сайте авиакомпании, когда билеты уже куплены, не раньше. На тот момент багаж нам обошёлся в 499 рублей, теперь подороже.
Билеты из Ларнаки в Бейрут, а потом оттуда через Ларнаку в Москву мы взяли от кипрского лоукостера Cobalt Air - самого молодого воздушного перевозчика Европы, как было написано на сайте. Эти билеты нам обошлись в общей сложноси около 19000 рублей на двоих, что тоже весьма недорого. Вот тут запах фиаско становится заметнее!
Итак, по плану у нас выходило три дня на Кипре, затем пять дней в Ливане, затем длинная стыковка (почти целый день) снова на Кипре по пути домой. Тут я выясняю, что я лох и информация о транзитной визе Кипра у меня совершенно неверная. Никаких трёх дней пребывания нам по ней не полагается. Тем более не подходит электронная про-виза, которая годится только для однократного въезда и только с территории России. Конечно многие плюют на это правило и летают на Кипр из других стран, но всё равно есть риск, что нас не посадят на самолёт в Бейруте. Решили оставить такой вариант на самый крайний случай. А для нашего случая по закону подходила либо открытая многократная шенгенская виза, которой у нас не было, или мультивиза Кипра. Она выдаётся, как и любая другая туристическая виза Кипра, без консульского сбора, то есть даром, но есть одна загвоздка. Нужно письменное подтверждение брони отеля с печатью и подписью администратора. Распечатки с Букинга, как для шенгена не принимаются. Отель у нас забронирован был, но связи с ними установить не получалось ну никак! Мы решили - была не была - идём в консульство с распечатками всего, что есть и с кристально честными взорами попытаемся выпросить двукратную визу (больше-то нам и не надо), Милейшая и добрейшая тётенька в окошке визового отдела как-то сразу вошла в наше положение, попыталась дозвониться до отеля (так же безрезультатно), затем недолго поговорила по телефону с консулом и сказала, что так и быть, двукратную визу нам дадут. Каково же было наше удивление, когда на следующий день нам вручили паспорта с годовой мультивизой! Возможно, посмотрев на наши въездные-выездные штампы, они поняли, что мы едем пополнять их коллекцию, а не проституцией заниматься, а может просто хорошее настроение у людей было. Однако на будущее всё же рекомендую моим дорогим читателям не повторять наш опыт, а делать всё по правилам.
В общем, кипрская виза у нас есть, а на родине Хезболлы, половины состава группы System of a Down и какой-то там знаменитой порнозвезды россиян принимают без визы и с распростёртыми объятиями. Лишь бы не было израильских штампов в паспорте.
Победа довезла нас на Кипр без задержек, приключений и вообще каких-либо нареканий, даже скучно. Веселье началось через положенные три дня, при попытке улететь с острова, как мы планировали.
Приехали мы в аэропорт Ларнаки вечером, почти за три часа до вылета, взглянули на табло и оппаньки!.. Все рейсы Кобальт Эйр отменены! В недоумении озираясь по сторонам вижу стойку авиакомпании прямо у себя за спиной. Молодой человек за стойкой с сочувствующим и многозначительным взглядом не говорит что произошло, а направляет нас к стойке информационной поддержки. Там нам сообщают пречудеснейшую новость, что авиакомпания Кобальт Эйр больше никуда никого не повезёт, потому как закрылась. "Forever" - было добавлено с грустной улыбкой. Причём - оцените уровень нашего везения - закрылась вчера вечером! Последний рейс вылетел примерно в половине седьмого. Кстати, электронное письмо об отмене рейса я потом уже обнаружил у себя в почте. Оно пришло далеко за полночь, то есть существенно меньше, чем за сутки до вылета. Так что, ещё один совет, перед вылетом проверяйте почту почаще! Затем нам выдали бумажку, где ситуация расписывалась чуть подробнее и недвусмысленно говорилось, что никаких замен рейсов и компенсаций не предвидится. Нам предлагается звонить по горячей линии, а лучше всего пойти к стойке местной туристической компании Orthodoxou Travel, уполномоченной непосредственно правительством Республики Кипр разгребать сию мелкую и досадную неприятность.
У стойки этих самых «Православных Путешествий», что нашлась быстро в противоположном конце зала, уже стояло несколько человек, но большее количество людей просто совершало хаотичные плавные перемещения вокруг с потерянным видом и листочками в руках, такими же, как у нас. Мужчина ближневосточной внешности, услышав от нас русскую речь, спросил, не из России ли мы. Получив утвердительный ответ, выразительно резюмировал: «Пиздец!». Он оказался ливанцем и должен был лететь домой на одном рейсе с нами. В ходе краткой беседы выразил сдержанное, но искреннее уважение россиянам, летевшим в Бейрут по собственному туристическому почину, а не по рабочей необходимости. Сотрудница "Orthodoxou Travel" поставила нас перед фактом, что ни в какой Бейрут нас не повезут, но зато почти наверняка бесплатно репатриируют домой, как только найдут подходящий рейс. Правда не сейчас и не здесь, а в офисе компании, который открывается в 8 утра. С тем выдала нам фирменный и совершенно пустой конверт агентства с напечатанным на нём адресом офиса. Такой же конверт получил паренёк - израильтянин, который собирался лететь в Тель-Авив и также оказался в нашей компании. Ливанцу повезло больше: сразу нашлись три свободных места на другой рейс до Бейрута и ему тут же оформили билет без поездки в офис. Если бы мы знали в тот момент, как всё обернётся в дальнейшем, надо было просто купить два оставшихся билета за свой счёт и двигать по течению!..
Ну да ладно. Дальше были попытки подавать иск Кобальту через Сompensair, безуспешные, ибо иск подавать, как нам сообщили, уже некому. Было общение с такими же, попавшими под раздачу, в том числе и нашими соотечественниками. Кстати, тем временем подвезли как минимум два автобуса с пакетными туристами от TUI и, кажется, Coral, которые также должны были вылететь домой Кобальтом. Как мы потом узнали, их туроператоры отправили домой за свой счёт, решив вопрос за ночь. Молодцы! И была ночёвка в аэропорту на лавочке, не самом худшем аэропорту и не самой худшей лавочке. Жестковато, зато тепло, относительно спокойно, есть розетки, бесплатный и безлимитный Wi-Fi и множество вооружённых до зубов мужчин и женщин в военной форме, почти беззвучно курсирующих вокруг нас и внушающих чувство защищённости. Проснувшись слегка после рассвета, мы выползли в утреннюю прохладу к остановке автобуса №425. Там мы объединились с нашим израильским товарищем по несчастью и двинулись на поиски офиса тех самых «Православных Путешествий».
Офис мы нашли почти сразу после открытия. Народу там было ещё совсем немного, но всё предвещало большое веселье, которое не заставило себя ждать. Пока мы ожидали и оценивали ситуацию в не особо длинной очереди, народ подвалил и обстановка стала похожей на нечто среднее между очередью в Елисеевский гастроном в 1986-м году и первыми днями Февральской революции, только без транспарантов и стрельбы. Надо отдать должное сотрудникам агентства, они работали слаженно, корректно, предельно вежливо и дотошно, разруливая навалившийся армагедец. Для нас довольно быстро нашли билеты на рейс S7 на ту же дату, когда мы и планировали возвращаться домой. Подарок от правительства Кипра далеко не царский, но всё же, учитывая обстоятельства... Как жаль, что эти усилия честных киприотов пропали втуне! Но об этом позже.
Вышли мы из офиса "Orthodoxou Travel" и призадумались. Ларнака под жарким октябрьским солнышком нам показалась ну прямо совсем неприветливой! Ещё пять дней в этом, весьма скучном месте - это совсем не "comme il faut", это как-то совсем грустненько! И ведь тут же ещё где-то ночевать надо. А ведь в Бейруте у нас забронирован номер в приличной, вроде бы, гостинице в хорошем районе! И без права отмены брони. Поэтому далее мы начали действовать предсказуемо импульсивно и по наитию.
Не видя боле полезных способов времяпрепровождения, мы прошли пешком через всю Ларнаку и приземлились на лавочку в паре кварталов от главного городского пляжа и главной автобусной станции (они там есть единое целое, если кто не в курсе). Добыв неподалёку еды (хотите знать, где в Ларнаке дешёвые сувлаки, спросите меня:)), занялись поиском билетов до Бейрута и обратно. И вот что мы нашли: 20 окября туда, везёт Middle East Airlines, флагманская авиакомпания Ливана, обратно - Cyprus Airways 23-го, в подходящие нам часы. Слава те господи, всё образовалось, летим!
Стало быть ещё ночь в Ларнаке. Да пофиг! Ночуем в аэропорту! Никаких гостиниц, только хардкор! Не самый худший вариант, главное - мы достигнем цели, попадаем в Бейрут! В общем, тусим и готовимся к главной цели нашего трипа!
Вечером 20 октября мы, как и полагалось, уставшие, но счастливые, вылетели в страну вечнозелёного кедра на респектабельном борту MEA и отлично там провели отпущенные нам три дня. Да, там тоже всё прошло не совсем гладко, но это отдельная история. В целом - страна прекраснейшая, всем рекомендую!
И вот, вечером 23 октября мы в аэропорту имени Рафика Харири... и что же на табло? А это вообще то табло? А тот аэропорт? Никаких Cyprus Airways в списке рейсов вообще нет!!! Мать-мать-мать... вторило эхо поручику Ржевскому...
«Так, это ваша ошибка или (перевод взгляда) ваша?» - пытался шутить солдат-пограничник (явно не местный, из иностранного контингента), когда принимал нас на пункте досмотра, а мы ему объясняли всю нелепость нашей ситуации. Затем ещё добавил: «вот ваша камера, а вот ваша, смотрите не перепутайте!» А мы, не успев оценить всей тонкости юмора, уже мчались в надежде ухватиться хоть за какую-то возможность добраться до Кипра прежде, чем наши билеты домой превратятся в тыкву. Однако попасть на Кипр до вылета нашего рейса всё равно не было ни малейшего шанса.
Так что же, собственно, случилось? Не увидев нашего рейса на табло, я дрожащей рукой извлёк на свет божий телефон, дабы посмотреть на наши электронные билеты. Сохранил я их почти не глядя, так как не ожидал подвоха. Да и чего такого ожидать? Искали мы билеты вдвоём на двух телефонах, результаты сверяли, всё совпадало. Кроме того, у меня в приложении на тот момент даже оставался последний запрос: Ларнака - Бейрут и обратно, 20 - 23 октября, всё предельно просто и понятно. И вот я вижу в билете... Тадам!!! Обратно - 23 НОЯБРЯ!!! Что случилось - можно только предполагать. Возможно ошибка приложения, но я склонен предполагать, что билеты на несуществующие даты агрегатор нашёл на сайте trip.ru, где мы их в итоге и купили, а при переходе на сайт дата обратного рейса поменялась уже в атоматическом режиме. Как мы выяснили уже позже, вышеупомянутая контора trip.ru славится множественными мутными махинациями, регулярными сбоями в работе, и весьма странной работой с клиентами. Кабы всё это знать заранее!..
Бегая вдоль стоек авиакомпаний в поиске Cyprus Airways, оной мы не обнаружили, хотя нам утверждали, что она есть. На стойке MEA, единственной ещё не закрывшейся в девятом часу вечера нам вынесли неутешительный вердикт: улететь не получится. Ни сегодня, ни завтра. На ближайшие сутки мест нет. Безысходность накрывает окончательно.
Путеводители утверждают, что в аэропорту есть бесплатный Wi-Fi, который предоставляется всего на 30 минут в течение 24 часов. На деле даже такого обнаружено не было. В единственном из работающих магазинов нашлись интернет-карты на час доступа по цене что-то вроде 10$, если память не изменяет. Один час на поиски варианта решения выхода из сложившейся ситуации - это не так уж и мало, как может показаться. Самым дешёвым вариантом оказался перелёт с двумя пересадками: 1 час 55 минут в Афинах, а затем примерно 25 с половиной часов в Стамбуле. Цена вопроса - без малого 35 тысяч рублей, вылет в 4:25 утра. Быстро сливаем деньги со всех счетов на одну карту (банк Тинькофф, реклама не проплачена), подключаем возможность совершения операций в Ливане, на всякий случай подключаем ещё и овердрафт (к счастью не понадобился) и покупаем билеты почти что на последние. Жёстко, но выход!..
Ночёвки на лавке в аэропорту уже входят в привычку. Главное - найти место, где не дует. Далеко не всегда это получается. Ряд позади нас заняла группа примерно из десятка ирландских военных с несколькими внушительного вида опечатанными армейскими ящиками. Как подсказывает интернет, в НАТО Ирландия не состоит, но принимает участие в миротворческих операциях ООН. На переднем же ряду расположились барышни экзотического вида из африканских племён. Одна даже с какими-то традиционными татуировками на лице. Их привели всех вместе и усадили женщины-мусульманки в чёрных одеяниях, а уводили по одной мужчины с бумагами в руках. Ближе к утру их разобрали всех и их место заняли три русские красавицы в адовом боевом расскрасе а-ля дискотека 80-х.
Представители Aegean допустили нас на свой рейс неохотно и с подозрением, только после того, как мы предъявили все билеты до самой Москвы. Пока мы тратили последнюю ливанскую мелочь в сувенирных дьюти фри, по громкой связи объявили наши фамилии. Это за 20 минут до начала посадки. Естественно мы сломя голову побежали к гейту, больше прохлопанных рейсов мы позволить себе не могли. У выхода нас встретили удивлёнными улыбками и вопросом: «где вы были?». Посадка ещё шла своим неспешным чередом. Блин, ну нельзя же так пугать!
Ну а далее была долгая дорога в дюнах домой, в ходе которой мы внепланово посетили в третий раз Стамбул и в первый раз аэропорт Жуковский.
Ну и хватит уже! Полезную техническая всячину о компаниях, которые нас выручали или наоборот кидали на деньги, пожалуй напишу в отдельном посте.