Три храма Николая Омелюстого

Jan 27, 2015 12:11

Оригинал взят у av_otus в Три храма Николая Омелюстого



Покровский старообрядческий собор в Боровске

Продолжаю тему, начатую постом про церковь в Пархомовке. Напоминаю, что полная версия темы - на основе статьи (А.В.Слёзкин. Церковь Покрова в Пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля. // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2008. С. 274-290) вывешена у меня в ЖЖ в трех частях: часть 1, часть 2 и часть 3.
Огромный Покровский старообрядческий собор в Боровске видит каждый въезжающий в город со стороны Москвы и Пафнутьев-Боровского монастыря. Он поставлен на вершине холма и великолепно смотрится с дальних точек, играя важную градостроительную роль. Это самый крупный храм Боровска (притом, что старообрядческий) и один из важных и абсолютно неоценненых пока памятников неорусского стиля.

Никто до последнего времени (т.е. до меня, скромно замечу) не замечал сходства боровского собора с церковью в Пархомовке. Неизвестным оставлся и автор его проекта. Сведения о датировке и заказчиках храма мне удалось выяснить из публикаций в старообрядческом журнале начала ХХ века «Церковь». Община была зарегистрирована 13 апреля 1909 года, а 18 июня 1912 года состоялось освящение собора. Основными вкладчиками строительства стали местные купцы-старообрядцы братья Ждановы.


.



Покровский старообрядческий собор в Боровске



Церковь в Пархомовке

Композиция западной части церкви в Пархомовке повторена в боровском соборе практически дословно. Небольшими, но показательными отличиями являются отсутствие башенок-пинаклей (вместо них с северо-востока от колокольни имеется обычный дымоход) и разбивка западного фасада по горизонтали: он уже не монолитный «надвратный экран». Проемы боковых пархомовских звонниц превратились в чисто декоративные элементы. Композиция собора тяготеет к центричности, и она достаточно традиционна. Основная его часть - бесстолпный четверик (а не базилика, как в Пархомовке), увенчанный пятиглавием. С востока храм имеет три мощных апсиды, оформленные аналогично апсиде церкви в Пархомовке, но более грубо.



Совершенно очевидно, что архитектор, спроектировавший собор в Боровске, был далек от идейной программы пархомовской церкви и следовал выбранному образцу чисто формально. Судя по жесткой прорисовке оконных проемов светового барабана и арок над ними, он отталкивался в большей степени не от окончательного варианта (осуществленного), а от первоначального проекта 1903 г. Несмотря на это, перед нами не просто эпигонство, а творческое, пусть и несколько огрубленное и «уплощенное» прочтение полюбившегося образа, в котором осталось неизменным главное - богатырская мощь, величие, красота объема и силуэта.

Автор боровского собора проявил недюжинную изобретательность, соединив западный притвор с четвериком посредством оригинального коллажа - приблизительного повторения «половины фасада» четверика. Эта асимметричная и динамичная вставка существенно добавила живописности боковым фасадам храма.



Что касается декора, то он выполнен схематично и рассчитан прежде всего на восприятие издали.





Внутри собора ничего не сохранилось. Росписей, видимо, не было.



Вопрос об авторстве Покровского собора в Боровске до последнего времени оставался открытым. Ключом к ответу на него стало выяснение авторства еще одного старообрядческого храма, и тоже в честь Покрова Богородицы, который представляет собой не что иное, как уменьшенное (и однокупольное) подобие собора в Боровске. Это церковь на нынешней Новокузнецкой (бывшей Кузнецкой) улице в Москве. По времени строительства (1908 - 1910) она немного опережает боровский собор. Автором ее проекта обычно называют В.П.Десятова. Этот архитектор работал в основном в конце XIX века, преимущественно в русском стиле, ориентированном на «узорочье» времен Алексея Михайловича. Наиболее значительным его произведением является Покровская церковь в подмосковном селе Черкизове (1899 - 1903) в духе ярославско-костромских церквей XVII века. Параллелей храму на Новокузнецкой в творчестве Десятова нет.

Однако тот же журнал «Церковь» называет автором проекта церкви петербургского архитектора Н.П.Омелюстого. В пилон у южной стены Покровской церкви была положена металлическая закладная доска, также сообщающая, что храм «…сооружается по плану гр. инж. Николая Омелюстого». Омелюстый известен в основном как автор Воскресенского собора Христорождественского монастыря в Твери (1912 - 1913), построенного к 300-летию правящей династии. Десятов же, вероятно, вел надзор за строительством. Если провести сравнительный анализ архитектуры тверского, боровского соборов и церкви на Новокузнецкой, можно заметить очевидное сходство некоторых деталей.



Покровская старообрядческая церковь на Новокузнецкой ул. в Москве



Воскресенский собор  в Твери

Тройные апсиды этих храмов практически идентично оформлены двухъярусной аркатурой со сдвоенными окнами, а над центральной апсидой у них всех размещена декоративная главка. Форма центрального купола боровского собора с удлиненной венчающей частью находит аналог в тверском соборе. Небольшие притворы по сторонам четверика Покровского собора близки притворам тверского собора, хотя последние и заключены в контрфорсы. У московской церкви таких притворов нет, и соответственно, боровский собор отсылает сразу к двум работам Омелюстого. На боковых фасадах всех храмов присутствуют группы из трех окон. Повторяются зубчатые карнизы. Сближает эти храмы и схематичность прорисовки декора. Специфическое сочетание оригинального и подражательного в решениях храмов на Новокузнецкой улице в Москве и в Боровске, характер декора практически не оставляют сомнений, что они спроектированы одним архитектором - Н.П.Омелюстым. К тому же трудно представить, что собор в провинциальном городке проектировал другой архитектор, взяв за основу принадлежавший Омелюстому проект еще только строящейся маленькой столичной церкви.

Последние сомнения относительно авторства Омелюстого рассеивает следующая информация из «Церкви». В 1912 году, вскоре после освящения Покровского собора, боровские старообрядцы решили поставить часовню-памятник на месте кончины боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Объединенное собрание старообрядцев разных согласий, на котором вторую покровскую общину представляли в том числе и Н.Н. и В.П.Ждановы, рассмотрело четыре эскиза проекта часовни, исполненные «гражданским инженером Амелюстым». Единогласно был принят «проект часовни с широким куполом в псковско-новгородском стиле, окруженной пристройками московско-ярославского стиля». Видимо, и в этом случае архитектор старался придать камерному сооружению монументальный вид с помощью крупной главы.

Соответственно, имя Омелюстого «привязывается» к Покровскому собору и географически, и через заказчиков. Наличие в творческом наследии этого архитектора трех храмов в неорусском стиле, два из которых (в Твери и Боровске) отличаются большими размерами и выразительным обликом, позволяет говорить о нем как о незаурядном мастере, внесшем свою лепту в русское храмостроение начала ХХ века.

Возвращаясь к церкви на Новокузнецкой, можно снова констатировать, что ее автор отталкивался от первоначального проекта церкви в Пархомовке. Сходство с прототипом подчеркнуто наличием щипцовых фронтонов (чего нет в боровском соборе). В соответствии с проектом, над северным и западным порталами, а также в двойной глухой арке на центральной апсиде планировалось разместить фрески, а фасады оштукатурить, что осталось неосуществленным.



Курьезную трансформацию претерпела западная часть, уменьшившись в пропорциях до «карликового» вида, из-за чего в силуэте храма активной роли уже не играет. Скорее всего, это обусловлено тем, что на улицу и в переулок церковь выходит восточным и северным фасадами, западный же воспринимается только в ракурсе из переулка. Церковь на Новокузнецкой еще более, чем собор в Боровске, тяготеет к центричности: притвор с колокольней примыкает к четверику непосредственно, без перехода. Так что образ пархомовской церкви получил здесь новую оригинальную версию, пожалуй, более самостоятельную, хотя и более слабую, нежели боровский собор. Здесь уже многое отличается от прототипа - и камерный масштаб постройки, и силуэт, лишившийся главенства столпообразной колокольни.



семья, фамильное дерево

Previous post Next post
Up