К ежегодной Премии Израиля (פרס ישראל), самой престижной израильской премии, в этом году добавили 2 номинации: «Общественная ответственность» за добровольческую деятельность и «Гражданский героизм» за гражданское мужество, проявленное в связи с событиями 7 октября.
Премия за гражданское мужество будет вручена Менахему Кальмансону и Итиэлю Зоару, дяде и племяннику, двум оставшимся в живых членам «Команды Эльханан», за их действия 7 октября, благодаря которым удалось спасти более ста жизней.
Братья Эльханан и Менахем Кальмансон из поселения Отниэль узнали о том, что происходит на границе с Газой достаточно быстро, благодаря тому, что Эльханан был главой службы безопасности поселения. Они тут же сели в машину и проехали почти 80 километров до кибуца Беэри, где армия уже воевала с десятками террористов, захвативших кибуц.
Их племянник Итиэль и его беременная жена встречали праздник с его родителями в Модиине, в центре Израиля. Итиэль готовился к молитве, когда услышал от матери о ракетном обстреле и о проникновении террористов в кибуцы. Он позвонил Эльханану, чтобы понять, чем может помочь. Эльханан ответил, что они с Менахемом уже в Беэри, спасают людей. Итиэль взял военную форму и пистолет у брата друга и отправился в Беэри - помогать дядьям. Все трое были добровольцами.
Итиэль вспоминает:
«Я приехал где-то в 7 вечера. В начале у нас даже не было карты. Люди просто подходили и говорили: “Мой брат тут-то, моя мать там-то”. Мы садились в машину, ехали туда и вывозили людей. То, что там творилось, описать невозможно: наши танки стреляют по террористам, террористы стреляют по ним противотанковыми ракетами, все время ракетные тревоги, армейские вертолеты палят с воздуха, вокруг падают гранаты. Обычно сначала ликвидируешь угрозу, а потом эвакуируешь людей. Но у Эльханана, который долго работал в системе безопасности, был огромный опыт, он даже писал инструкции для отрядов самообороны и он сразу понял, что ситуация другая, и неизвестно, когда закончатся боевые действия. Они действительно закончились только через сутки.
Спасать тоже было непросто. Двери нам не открывали, а иногда даже не издавали ни звука. Мы кричали, что мы из армии, из Отниэля, и постепенно они нам верили. В одном доме не открывали, пока Эльханан не начал громко молиться. Когда открывается дверь, никогда не знаешь, что увидишь - иногда это целая и здоровая семья, а иногда открывают и понимаешь, что мы приехали слишком поздно.
Мы старались успокоить и поддержать жителей кибуца. Эльханан научил нас давать им время и ощущение, что они не беженцы - брать обувь для детей, искать очки или лекарства. По дороге мы твердили им, что они в безопасности, просили их опустить головы, чтобы не видеть ужасов вокруг, чтобы они запомнили кибуц тихим и красивым.
Мы работали под огнем в течение 16 часов. Чтобы сократить число поездок, запихивали в машину по 10-12 человек, вывозили их в безопасное место, а затем возвращались в кибуц. Усталость и страх присутствовали постоянно, но мы не могли не поехать еще раз и не спасти еще одну семью. Мы подбадривали друг друга и продолжали. Когда мы сидели шиву (траурную неделю) по Эльханану, приехали люди из Беэри. Мы им сказали, что они герои. Один из них ответил мне, что они герои, потому что у них не было выбора, а у нас был выбор, ведь мы сами решили прийти им на помощь. Я ответил ему, что это неправда, весь Израиль - братья, и нет выбора, когда твои братья попадают в беду.
В 9 часов утра в воскресенье мы столкнулись с террористом. Мы подъехали к очередному дому, и в наших фонариках разрядились батарейки. В домах вокруг не было электричества, ставни были закрыты, мы вошли, ослепленные солнцем, а террорист, одетый в черное, прятался в углу и тут же открыл огонь по Эльханану. Эльханан крикнул: «Засада!» и упал прямо возле двери. Я и Менахем тоже бросились на пол, открыли огонь по террористу и вытащили Эльханана, но террорист еще был жив. Эльханан сразу потерял сознание. Менахем, который тоже был ранен, сказал мне: “Мы не можем погибнуть здесь втроем, это будет слишком тяжело для семьи”. А я подумал, что мы спасли больше трех человек, и даже если мы все погибнем, оно того стоило».
Армия пришла на помощь, и им удалось выбраться из засады. Менахема на носилках эвакуировали в машину скорой помощи, а Эльханана бегом отнесли прямо в пункт первичной помощи, куда позднее привезли и Менахема. Там они ждали, пока их эвакуируют на вертолете в больницу. Итиэль молился за них обоих, сначала врачи подбадривали его, говорили, что Эльханан жив, и они борются за него, но через несколько минут суета вокруг него стихла. Итиэль понял, что дядя умер, прочитал благословение, разорвал рубашку и заплакал.
Полгода спустя Итиэль говорит о смешанных чувствах, о большой боли, как семейной, так и национальной, и о благодарности. «Мы спасли более ста человек. Это большая честь, у нас нет ни капли сожаления, мы знали, что делаем и во что ввязываемся, хотя нам очень больно».
На могиле Эльханана впервые в истории Израиля выгравированы символы ЦАХАЛа (армии) и Моссада (внешней разведки), где он с честью служил в течение многих лет.
«Команда Эльханан»
Эльханан Кальмансон ז''ל(42 года), был женат, осталось пятеро детей.
Менахем Кальмансон (36 лет), женат, пятеро детей.
Итиэль Зоар (23), женат, ждет первенца.
OM Kromer