Ещё при планировании нашего похода к Трещинам ручья Хава, я обратила внимание на то, что наш поход начинается и заканчивается совсем рядом с одним очень странным и загадочным местом пустыни Негев - туннелями Цин (מחפורות צינים), известными под говорящим названием: "змея, истомленная жаждой" (נחש צמא).
Конечно же, мы включили это таинственное место в наш маршрут
При заказе джипа для подвозки к началу-концу маршрута, сразу договорились, что за небольшую доплату после похода нас туда отвезут. Странно было бы, находиться всего в пяти километрах от этого места и не посетить его.
После прохождения маршрута по всем трещинам ручья Хава джип подобрал нас практически в той же точке, откуда мы начали наш маршрут - на ночной стоянке Нахаль Хава.
И понеслось...
Мы поехали по джиповой дороге "цир а-нефт" (нефтяной стержень). В этом месте - это практически американские горки: резко и круто падаем с горки вниз, потом взбираемся на такую же с другой стороны, снова падаем вниз, потом вверх.
Но это было ещё ничего, через несколько минут такой поездки мы вдруг сворачиваем к краю утеса Цин, где он резко обрывается вниз к равнине Цин. Оказывается, до этого была хорошая дорога...
Мы сползаем вниз по какой-то раздолбанной колее в крае утеса. Спрашиваю у нашего молодого водителя: - Ты здесь часто ездишь?
- Я здесь в первый раз, мне и самому интересно, - с восторгом отвечает он.
Дорога спускается где-то на четверть высоты утеса и приводит к большой абсолютно ровной (вертолетной?) площадке, на которой уже уютно устроились два джипа и разбили здесь же лагерь для ночлега. С отличным видом вниз на Мишор Цин.
1
С другой стороны площадки в склоне горы - два туннеля. Заглянули в правый, вход в который наполовину закрыт какой-то металлической дверью. Там узко, грязно и темно, какие-то металлические лазы и проходы в боковые маленькие камеры, странный запах - решили туда не лезть.
Перед туннелями стоит табличка, что из-за опасности обрушений входит внутрь небезопасно.
2
Зато левый туннель - туда даже джип въехать может. Вот в него-то и пойдем.
3
Вооружились фонариками и телефонами - отправляемся внутрь. Туннель, в который на входе может въезать джип, с глубиной становится все выше и выше.
4
Пробовали снимать со вспышкой - невозможно. В воздухе висит тонкая взвесь мела. После этого туннеля у нас была не просто "вся спина белая" - мы все были как мукой обсыпаны.
5
Место, нужно отметить - очень и очень странное. Нет никакого внятного официального объяснения, что оно и зачем, зато существует несколько интересных теорий.
6
По одной из них, эти два туннели были выкопаны на случай чрезвычайных ситуаций в рамках проекта нефтепровода Эйлат-Ашкелон.
Они являлись частью уникального проекта нефтепровода, который идет в обход Суэцкого канала и управляется государственной компанией, отчеты которой являются конфиденциальными. А принадлежала эта компания первоначально правительству Израиля и ... правительству Ирана.
Нефтепровод Эйлат - Ашкелон принадлежит государственной компании под названием EAPC, и поначалу EAPC являлась совместной компанией Государства Израиль и Ирана (до революции и свержения иранского шаха), и это одна из причин, почему его отчеты конфиденциальны. Основная задача компании - транспортировка иранской нефти в Европу по «сухопутному мосту» между Эйлатом и Ашкелоном и, таким образом, сбережение платы за транзит через дорогой Суэцкий канал, или сокращению долгого пути из Персидского залива в обход Африки и Средиземного моря к побережью Европы.
В последние годы была создана новая компания с аналогичным названием EAPC - трубопровод Европа-Азия , который управляет большим нефтепроводом (диаметром около метра) и огромными хранилищами нефти и топлива.
По большому нефтепроводу, проложенному под землей, нефть может течь между Красным морем и Средиземным морем, а в последние годы также перевернутым потоком - от Средиземного моря к Красному морю (и это единственный нефтепровод в мире, по которому может течь нефть в обе стороны).
Нефтяной маршрут, по которому можно проехать из Эйлата в Ашкелон, представляет собой искусственную дорогу, созданную для линии проложенного в земле нефтепровода, соединяющего порт Эйлат с портом Ашкелон и наоборот.
Цир а-нефт (Нефтяной стержень), это грунтовая дорога по которой можно проехать из Эйлата в Ашкелон, создана для обслуживания линии проложенного в земле нефтепровода, соединяющего порт Эйлат с портом Ашкелон.
7
По этой теории эти туннели были вырыты в склоне, чтобы их можно было использовать в качестве резервуаров для хранения нефти, на случай чрезвычайной ситуации.
Хранилища были выкопаны в самой высокой точке трассы нефтепровода Эйлат-Ашкелон.
В начале 1970-х годов была изучена возможность создания подземных резервуаров с нефтью на случай чрезвычайных ситуаций. Ввиду отсутствия опыта в самом Израиле в Израиль были доставлены специалисты из Франции и Швеции. Они рекомендовали рыть резервуары в граните и сухом известняке.
После войны Судного дня начались работы. Тогда и были выкопаны эти два туннеля длиной 400 и 200 метров.
Шахты Тимна были субподрядчиком, который выполнял добычу, а главный подрядчик должен был герметизировать их, покрывая внутреннюю часть стекловолокном.
После герметизации пещеры был проведен тест путем заполнения водой, но вся вода то ли впиталась, то ли просочилась через микротрещины в стенах и потолке пещер. Туннели были признаны непригодными в качестве нефтехранилищ и заброшены.
Высота левого туннеля постепенно увеличивается примерно до 50 м, и потом он раздваивается. Сначала отправляемся по правому более длинному и глубокому ответвлению.
8
Ещё несколько десятков метром спуска вниз - туннель заканчивается большой камерой размером примерно 50х50х50 м. А на потолке явно видны остатки крепления чего-то - наверное, того же изоляционного стекловолокна.
6
Вовзращаемся к разветвлению.
Сюрприз! Вдруг обнаруживаем на стене гнездо голубей.
7
Другая теория - из разряда теорий заговора.
Некоторые считают, что эти туннели были построены не для нефти, а для хранения урана, захваченного в то время во время военной операции военно-морским командованием и Моссадом.
В защиту этой теории приводятся следующие аргументы:
Такие толстые металлические двери не требуются для хранения нефти.
Ровная площадка - это пандус для посадки вертолетов.
Нефть отлично хранится в обычных резервуарах по всей стране.
8
Наверное,
ребята, исследовавшие эти туннели со счетчиком Гейгера, руководствовались именно этой теорией.
Непонятно одно - тогда откуда в правом узком туннеле с металлическими бункерами запах нефти и грязные темные пятна на стенах? И почему у них там счетчик не показал ничего, но дошел до пограничных показаний в широком известняковом туннеле.
Не говоря уже о том, что для хранения радиоактивных материалов, все же, туннели в граните подошли бы лучше. Да и места эти материалы занимают поменьше...
9
Мы выходим из туннеля и первым делом отряхиваем друг друга от белой меловой пыли.
Солнце опустилось ниже, и тень от горы уже почти затопила Мишор Цин.
10
Чудесное место, чтобы выпить чая с сухофруктами.
11
И вид отсюда - тоже чудесный.
12
Но пора ехать - до темноты нужно выехать с грунтовых дорог на шоссе.
Вечер - теперь пустыня принадлежит её обитателям.
13
Видео об этом походе.
Click to view
Все записи об этом походе:
Незнакомый Израиль. Сдаким ручья Хава. Ступенчатые северные Трещины (מעוק הסדקים) Незнакомый Израиль. Сдаким ручья Хава. По руслу нахаль Хава Сдаким ручья Хава. Гев Хава Незнакомый Израиль. Сдаким ручья Хава. Южные Трещины Хава