Незнакомый Израиль. Махтеш а-Гадоль (Большой Махтеш). Цветные пески

Apr 21, 2021 08:22

Эту весну мы решили посвятить путешествиям по невероятно красивым и красочным пустыням нашего Ираиля. С упором на такие уникальные образования, как махтешим.

С ту ненастную ветренную и холодную мартовскую пятницу с утра мы прошли маршрут по Лисьему ручью и поднялись на верхнюю кромку Махтеш а-Гадоль, откуда любовались его цирком сверху.

А теперь спустимся внутрь, в цветную котловину Махтеш а-Гадоль и отправимся в его самое яркое место - к цветным пескам.

Поход по Лисьему ручью мы закончили рано, ещё не было и двух, когда вернулись в Йерухам. Возвращаться к родным в Офаким ещё рано, в Негев мы выбираемся не часто - далековато от нас. Значит, нужно максимально использовать все время, проведенное тут. Поэтому решаем спуститься вниз, внутрь Махтеш а-Гадоль - всего-то 7 км от поселка.
И уже через несколько минут дорога серпантином начинает спускаться в цирк Махтеш а-Гадоль.

Огромная чаша, со всех сторон окруженная вертикальным кольцом гор, раскинулась у нас под ногами.

Почему я употребляю слово "махтеш", но не "кратер" или "долина"?
Такое уникальное геологическое явление, как махтеш, существует только в Израиле в Негеве (здесь их 5) и на Синае (там ещё два маленьких).  На иврите такая котловина называется "махтеш" (множественное - "махтешим", не склоняется). Этим словом ещё называют каменную ступу для дробления твердых материалов. Этот термин признан международным названием для этого феномена.

Махтеш а-Гадоль (Большой Махтеш) ещё называют Махтеш Хатира по названию горного хребта-антиклинали, посреди которого он находится, или Махтеш Йерухам, по названию ближайшего поселения.
Это эрозионный цирк  - большая элипсовидная дыра посреди антиклинального хребта, образованная эрозией в те геологические времена, когда Негев из океана становился пустыней. Подробнее про то, что такое махтешим, и как они образовались, я расскажу в отдельном посте.

А вон оттуда сверху мы смотрели вниз пару часов назад.

Махтеш а-Гадоль - второй по величине в Негеве ( в Израиле и в мире), имеет 14 км в длину и 6 км в ширину (самый большой из махтешим - Махтеш Рамон). Его максимальная глубина составляет 410 метров. Он был открыт вторым (до Махтеш Рамон) после Махтеш а-Катан, поэтому им и дали названия: Большой Махтеш (Махтеш а-Гадоль) и Малый Махтеш (Махтеш а-Катан).

Единственная сезонная река, дренирующая махтеш (и послужившая причиной его появления), которая выходит из цирка - это ручей Хатира. Ттакая река - единственный проход в стенах всех махтешим, и ещё одна их отличительная особенность.

Границами махтеш а-Гадоль являются хребет Хатира на западе и севере и хребет Карболет ("гребешок") на востоке и юге - вот он на снимке, по нему проходит самый сложный участок швиль Исраэль.

В центре Махтеш а-Гадоль возвышается гора Матмор , высотой 494 метров над уровнем моря.

Внутри Махтеш а-Гадоль обнаружены обнажения, богатые морскими окаменелостями, включая останки кораллов, аммонитов, лилий и морских ежей. Махтеш - уникальный охраняемый природный объект.

А меж тем, мы уже проехали весь махтеш внутри и подъехали к его юго-восточной стенке, здесь находится единственный выход из цирка - русло сезонной реки Хатира. Над нами возвышаются два гребня - Большой и Малый Плавник.

А прямо напротив - самое яркое и разноцветное место в Махтеш а-Гадоль - Цветные пески.
Здесь есть ночная стоянка, и столики под эвкалиптами.

Отправимся погулять посреди цветных песков.

Многие приезжают сюда с детьми - вот им здесь раздолье!

Даже нам - взрослым было ужасно интересно бродить по этим ярким склонам, а уж дети были там счастливы безгранично.

Можно не просто копаться в цветном песке, но и взять с собой небольшие прозрачные бутылки (постарайтесь их не разбивать) и пестик со ступкой (все-таки, песок здесь не сыпучий, а в виде песчаника) и наполнить бутылки разноцветными слоями песка.

Здесь обнажены слои песчаника разных цветов, которые легко крошатся при контакте.

Как же образовался такой цветной песчаник?

Даже камешки под ногами - разноцветная палитра.

Сначала в горах были гранитные скалы из гранитов разного состава и цвета.

Гранит состоит из разных минералов, в том числе кварца.

Силы выветривания, эрозия и время истерли гранит до кварцевых зерен - песчинок.

Реки веками смывали эти песчинки, откладывали их на дно, при этом как бы «склеивая» их оксидами, пока они не превратились обратно в довольно хрупкий и рассыпчатый "камень" - песчаник.

Белый песок состоит, в основном, из остатков известняка, кораллов и ракушек.

Различные цвета песчаника происходят от различных металлов, содержащихся в нем.

Красный - Железо

Зеленый - медь

Желтый - марганец

Оранжевый - сера

Здесь же можно найти и другие удивительные образования:

Кристаллы кварцевого камня, которые чем-то напоминают окаменелые деревья.

В течение многих лет было широко распространено мнение, что это окаменелости стволов деревьев. Но эти цилиндры состоят из песчинок, а не из минерального концентрата, заменившего органические вещества, как это происходит с настоящими окаменелостями стволов деревьев. Здесь цилиндры горных пород представляют собой просто глыбы песчаника, обогащенные минералами.

А цветок-паразит, торчащий из песка среди всего этого многоцветья, ещё больше обрадовал.

Сколько цветов и различных оттенков!
Мягкий желтовато-беловатый песок, который покрывает дно ручьев долины между холмами. И твердые песчаники, которые составляют сами холмы вокруг нас.

Твердые породы состоят из цветных прожилок самых разных цветов: оттенков красного и пурпурного, коричневого, серого, розового, голубоватого, зеленого, желтого, горчичного, белого и многих других промежуточных оттенков.

Если сдвинуться хотя бы на полметра в сторону - цвета песков сразу меняются. У нас ещё и периодически набегавшие облака сильно добавляли яркости пейзажу.

Прекрасное место! Обязательно к посещению с детьми.

А ведь день ещё не закончился.
И тогда мы решили съездить ещё и к Махтеш а-Катан. Неделю назад мы ходили по ущельям его наружных склонов - вади Гов и вади Акрабим, но посмотреть на сам махтеш сверху тогда у нас не получилось.

Махтешим
Негев
Все записи по тегу "Незнакомый Израиль".