В Израильских школах есть очень хорошая традиция. В возрасте бар- и бат-мицва (возраст взросления, 12-13 лет), все дети делают работу "шорашим" ("корни"). В ней они поднимают историю своей семьи. Собирая информацию для этой работы, мы тогда узнали многого о своей семье, о дедах и прадедах. Сейчас с помощью интернета можно отыскать ещё кое-какие крупицы информации о родственниках, о которых, как о врагах народа, в СССР умалчивали. Полагаю, что буду дополнять и изменять эти записи. Но нужно же с чего-то начать.
Итак. Прадед.
Омелюстый Михаил Петрович.
Пожалуй, стоит начать с семейной легенды о происхождении фамилии Омелюстый.
Предки наши из казаков. И есть история о казаке по имени Омеля, который во времена полтавской битвы как-то отбил у шведов обоз с продовольствием, за что был представлен пред ясны очи самого Петра 1. А тот в качестве награды пожаловал казаку фамилию - Омелюстый. Говорят, что в музее битвы в Полтаве даже есть грамота с описанием этого события. Но никто из нас в Полтаве не был и лично её не видел.
А мы вернемся в более близкое время, когда уже сохранились кое-какие записи, фотографии и документы.
Прадед Михаил Петрович Омелюстый. Священник.
Михаил Петрович Омелюстый.
Родился 3 ноября 1866 года в Полтавской губернии, там же окончил Духовную семинарию.
В 1891 году женился на Марии Николаевне (фамилия до замужества неизвестна).
У них было 6 детей - три дочери и три сына: Лидия, Катерина, Людмила, Петр, Григорий и Николай. (Мой дед - Николай, был самым младшим ребенком в семье - 1907 года рождения.)
Мария Николаевна Омелюстая
До 1895 года Михаил Петрович Омелюстый с семьей жил и служил в Украине.
В 1895 году он переводится в Туркестан и сначала служит полковым священником в Геок-Тепа и Кушке, а затем в Семиречье. С 1902 года он служит в Ташкентской Госпитальной церкви, а с началом Русско-Японской войны, отправляется священником на фронт.
Получил бронзовую медаль в память войны с Японией 1904-1905 года. За заслуги перед церковью был награжден набедренником, скуфьей и камилавкой.
Вернувшись с войны в 1905 году, он становится настоятелем ташкентской Свято-Сергиевской церкви. До назначения в Самарканд отец Михаил служил в Ташкентской Госпитальной церкви.
С 1910 года стал настоятелем ташкентской церкви имени преподобного Сергия Радонежского. Также преподавал Закон Божий в приходских училищах города.
В 1912 году переводится в Самарканд.
1912 - 1914 г. Вторым по счёту настоятелем церкви Покрова Божией Матери и Покровской церкви-школы в 1912 году был назначен протоиерей Михаил Петрович Каплун-Омелюстый, проживающий с супругой и пятью детьми неподалёку по улице Николаевской - дом 54. Он так же был благочинным церквей Самаркандской области. (
1,
2,
3,
4,
5,
6)
После революции 1917 года в стране стали происходить радикальные перемены. Одним из первых декретов новой власти был декрет 1918 года об отделении церкви от государства и школы. Началось время крайне неблагоприятное для церковных служителей. В стране бушевала Гражданская война. В средней Азии начались преследования мулл и православных священников. Церкви разрушались, священнослужители расстреливались без суда и следствия.
Михаил Петрович Омелюстый революцию и новую власть не принял, и даже выступал против советской власти.
Последнее упоминание о судьбе прадеда:
... чекистская «охота на мулл» не всегда была успешной - мусульмане самоотверженно и тщательно укрывали религиозных наставников, причем не только своих. Протоиерей Михаил Омелюстый рассказывал, как в 1919 году незнакомая мусульманская семья спрятала его от гнавшегося за священником красноармейского патруля. Спасая «русского муллу», эти люди рисковали собственными жизнями. И это лишь один из множества примеров взаимопомощи мусульман и православных в годину гонений. (
7).
Но это была лишь кратковременная передышка.
Священник Михаил Петрович Омелюстый был расстрелян в 1919 году.
Прадед Омелюстый Михаил Петрович (справа) играет в шахматы
P.S. Информации чудовищно мало. Дед никогда ничего не рассказывал своей семье.
С одной стороны - боялся. Он был коммунистом и полковником советской армии. Отец и старший брат были расстреляны в годы гражданской войны. Средний брат дослужился до генерала в советской армии, но был репрессирован и расстрелян уже после 2 Мировой войны.
С другой стороны, это же какая душевная боль всю жизнь его сопровождала...