В сентябре 2016 года я покорила "крышу Африки".
Почему и как я туда поехала -
часть 1Первые впечатления об Африке -
часть 2Сафари, фотографии дикой природы -
часть 3Сафари, недовольные люди -
часть 4 По дороге из сафари мы заглянули в деревню племени масаи
. Масаи, пожалуй, одна из самых известных народностей, населяющих Африку. Множество фотографий, репортажей, фильмов, а также книга "Белая масаи" популяризировали этот народ, который максимально сохранил привычный уклад жизни. Проживают племена масаи на юге Кении и севере Танзании.
Как раз их деревни и как они пасут скот, мы видели во время сафари. И ещё тогда мы загорелись желанием посетить это племя, благо, такое "развлечение" у предприимчивых масаев поставлено на широкую ногу, и за 50 баксов вам споют и спляшут, также пригласят в дом и ответят на все вопросы. А также разрешат фотографировать и снимать, сколько хочешь.
1. Мы сообщили гиду, что мы хотели бы посетить племя масаи. Он до этого про них рассказывал, а так как он потомок совершенно другого племени, нельзя сказать, что он отзывался о масаях лестно, и немного подтрунивал над их некоторыми обычаями.
Схема такая, он остановился возле одного из племен (видимо, с ними договоренность) и надо общаться с сыном вождя. Мы согласовали ценник и условия, началось представление...
2. Позвали всех женщин из деревни. На этой фотографии можно заметить, что все женщины масаи - бритые наголо.
3. Деревня огорожена.
4. Девушки в нарядных одеждах и украшениях шушукаются. Скотоводство (на заднем плане) - одно из основных занятий масаи. Одно из верований говорит, что весь скот был дарован масаи богом, поэтому изначально он принадлежит только им. А то, что скот содержат и другие племена - большая нелепость, выкрасть скот - это вернуть то, что им принадлежит по праву.
5. Обратите внимание на т.н. обувь - шлепки делаются из автомобильных покрышек.
Такая обувь служит долго, и говорят, что по следам такой обуви непонятно, в которую сторону пошёл человек. А для скотокрадов это важно.
6. Начинаются традиционные танцы с утробными звуками. Вместо рога для дудения - пластмассовая труба.
7. Все масаи крепко сложенные и худые.
8. Это в европейском мире у кого больше денег, тот круче. А в мире масаи крут тот, кто выше всех прыгает (у того и телки, и уважение, и почет, и все остальные ништяки от племени)
9. Когда мальчик превращается в мужчину в 13-14 лет, он проходит болезненную процедуру обрезания без каких-либо обезболивающих. Позор, если ты вскрикнешь при этом. Нужно сохранить спокойное умиротворенное выражение лица и чтоб ни один мускул на лице не дрогнул...
После этого он считается взрослым мужчиной и переселяется в отдельный дом от матери.
10. Женщины в это время поют мужчинам.
Ещё позже мы узнали, что масаи похищали женщин из других племен, насиловали их, чтоб они беременели. По достижении ребёнком трехлетнего возраста, женщину убивали, чтоб она не привила ребенку знания, что вообще она из чужого племени, а масаи - разбойники и черти. Ребёнок оставался без матери, зато был уверен, что он плоть от плоти масаи.
11. Пока мужчины продолжают соревноваться в прыжках.
12. Вот как раз сын вождя. Самого вождя мы и не видели.
13. Превращаюсь в человека-плаща. Дырки в мочках у женщин, кстати, очень большие.
14. Сын вождя командует.
15. Мы тоже пробуем прыгать.
16. Мы передали фотоаппарат сыну вождя, и он фоткает как попало. Константин все равно прыгнул выше и не подгибал коленки, как некоторые нечестные прыгуны.
17. Было очень весело и познавательно. Взаимодействовать с настоящим африканским племенем. Причем это всё не бутафория (мы думали над этим) и не лубочное представление... Хотя наверняка они надели украшения специально для представления.
18. Собираемся для общей фотографии. Посмотрите на женщину в зеленом с малышом)
19. Типичная масаиская хижина "из говна и палок".
Так как вокруг была беслесая саванна, нам сообщили, что за палками ходят мужья выше в горы, а женщины готовят смесь из коровьего навоза и глины (песка).
Для меня идея постройки из подобных подручных средств не нова, мой дедушка родился в традиционной якутской юрте, построенной из бревен без гвоздей, а на зиму для утепления её сверху обмазывают также коровьим навозом. Но... Здесь мало того, что нет окон и дверей (есть дырка для входа), но даже нет дымохода!
В общем, из масаев никакие инженеры...
20. Масштабы жилища, конечно, поражают воображение. Здесь даже для одного человека места мало, не то что для семьи.. Масаи практикуют полигамию и многоженство, у каждой жены своя хижина. Муж сам выбирает с какой женой ночевать и перед входом ставит свою палку, как обозначение. Гид сообщил, что вообще к жене может зайти "в гости" и чужой муж, и он также втыкает рядом со входом своё копье.
В хижине хранят вещи (над и под кроватью), готовят, едят и спят. Так выглядит скудная кухонька...
21. Сидим на единственной кровати. Сверху вещи. Кстати, я не помню, чтоб пахло неприятно. Вообще не чувствительна к запахам, и нос можно было не зажимать. А все равно уюта здесь нет.
22. Даже я в полный рост не помещаюсь в "домик улиткой".
23.
24. Школа. Здесь должна быть шутка про вашу школу и её своевременный ремонт.
25. Воспитательница и учительница.
Кака - обращение к мужчине. Дада - обращение к женщине. Баба - по-моему, к старику.
26. Просто нравится эта фотка.
27. Ещё нам пытались навешать лапшу на уши, что они вручную делают все эти безделушки, которые продают по 30-50 $ за штуку, и этим они живут. Учитывая, что ни дизайн, ни материалы не меняются от места к месту, а мастерской мы так не увидели, заключили, что это производится где-то центролизованно, а хитрые масаи всего лишь перекупщики.
Украшения и узоры, на мой взгляд, слишком примитивные, нанизанный на нить бисер? Я такое в 7 лет делала, а в 12 плела куда более интересные фенечки... Есть теория, что чем более развита культура, тем сложнее узоры и украшения.
28. Мы настолько впечатлились этой деревней, что чуть на радостях не оставили ещё 200 баксов, но потом одумались и решили ничего не брать. Хотя под конец нам сделали скидку уже больше 60% (ну явно же пытались продать не ниже себестоимости, а значит, какая наценка?) Очень грубая стратегия продаж, скажу я вам.
Есть известная книга "Белая масаи" - автобиографической роман Коринны Хофманн об истории любви белой туристки, которая ради своего мужчины из племени масаи оставила свою упорядоченную жизнь в Швейцарии. Также по ней снят фильм.
Я ни того, ни другого не видела. А те, кто был под впечатлением этого произведения, спрашивали: а правда так? Прошло тридцать лет с момента тех событий, ничего не изменилось.
Просто удивительно другой мир.