Черногория: маршрут на 8 дней в октябре

Nov 15, 2017 19:41

Морское побережье не в морской сезон - это то, что мы давно хотели попробовать. Черногория для этого опыта подошла идеально, потому что она уникальна. Море, обрамленное высокими горами - такое далеко не везде встретишь (в Канаде, говорят, еще). Страна компактная, все относительно близко, и природа - такая разная, что виды ни в один день такого путешествия не повторяются вообще!
9 дней - это и много, и мало. Но за это время точно можно увидеть Черногорию разную! Пожалуйста, не езжайте в эту страну только на пляж - горы и города в ней намного круче побережья! И вот вам мой маршрут в помощь. Короткий для ленивых, и длинный - для любопытных. Ну и немного впечатлений, конечно!

Итак, вот маршрут (для ленивых - очень коротко):
День 1. Прилетаем в Подгорицу, гоним на побережье - для начала Будва
День 2. Поездка вдоль побережья в поисках секретных пляжей. Обед на курорте Петровац. Прогулка по пешеходному тоннелю в скале. Встреча заката на другом курорте - в Свети-Стефане
День 3. Немного пляжей, скал и живописного заката
День 4. Уезжаем в горы - далеко на север, в национальный парк Дурмитор. По пути обедаем в культурной столице Цетинье, полдничаем на берегу Пивского озера. Перед ужином -  преодолеваем перевал у самой высокой точки страны - горы Боботов Кук
День 5. Гуляем на мосту над каньоном реки Тара - глубочайшего, говорят, в Европе. Хайкинг вокруг знаменитого высокогорного Черного озера.
День 6. Возвращение на побережье через национальный парк Ловчен с одноименной горой, с которой видно море, гору и всю страну. Весь вечер спускаемся в Которскую бухту по знаменитому серпантину
День 7. Исследование Которской бухты. Обед в рыбном ресторане в городке Пераст, ужин в русском кафе в граничащем с Хорватией городке Герцег-Нови
День 8. Гуляем по самому старому и самому европейскому городку - Котор. Восхождение (в платье) на 1500 ступенек на старую которскую крепость, с которой открывается вид на бухту.
День 9. Возвращение в Будву - и оттуда в Подгорицу.

По этой ссылке - Гугл-карта, на которой я собрала весь маршрут. Пользуйтесь)

А теперь подробнее и немного впечатлений! Черногория в октябре - прекрасна. Еще совсем тепло, но не жарко. На деревьях поспевают мандарины, гранаты, киви и хурма. А также оливки, они просто всюду. Можно немного купаться, можно очень много гулять. Знаменитое славянское гостеприимство (которое, по-моему, не более, чем навязчивость) ослабевает, потому что несезон, и сами черногорцы на расслабоне и лени. Ну и самый жирный плюс - это крайне небольшое количество людей вокруг.

День 1.
В Черногории не очень хорошо обстоят дела с общественным транспортом, поэтому подробно изучив всю логистику, мы решили арендовать машину на все время. Не прогадали, это был прекрасный опыт, и мы успели очень много увидеть. Тачку брали в конторе RentCarFor.me, и отдельно о том, как взять в прокат машину в Черногрии я напишу позже. Маленький - юркий, но резвый - Ford Fiesta отлично выполнил нашу задачу перемещения по узким горным серпантинам.

Дороги в Черногории - очень хорошие. Магистрали - отличные. В глубине страны много старых серпантинов, но все они тоже поддерживаются в хорошем состоянии. А есть - совершенно космические дороги, и их нельзя пропустить. Road trip - это то, что надо в Черногории.

Наш первый пункт назначения - Бечичи. Это пригород Будвы - самого популярного морского курорта в Черногории. В самом Бечичи делать особо нечего - довольно сильно напоминает Адлер. Зато в Будву можно дойти пешком неспешным шагом через живописный пешеходный тоннель в горе. А уже в самой Будве есть красивый средневековый Old Town - в лучших традициях европейских городков.

Особенно хороши виды после черногорского белого сухого :) Вина - отличные! Еды национальной много разной, вкусной. Но для меня - она не слишком вегетарианская. Поэтому приходилось есть пиццу :) Которая (видимо, из-за соседства с Италией) очень хороша. На самом деле, моим спасением были овощные супчики, а так еда там не очень-то здоровая.

День 2.
Случайно выяснилось, что в эти же дни в Черногории отдыхали наши друзья. Мы решили повидаться и поехали к ним - в Петровац. Это милейший городок в 20 километрах к югу от Будвы. Он произвел на нас гораздо более приятное впечатление: если Бечичи напоминает российские курорты, то Петровац - какой-нибудь испанский.
Самое крутое, что есть в Петроваце - пешеходная дорога по тоннелю через горы, ведущая на полусекретный пляж.

По пути - прекрасно, конечно

На самом деле, в том пляже нет ничего секретного, но, видимо, многим лень туда ходить, поэтому там почти вообще нет людей. Зато котики и песики в наличии.

В этот же день, по пути из Петроваца, мы заехали в самый фотографируемый городок Черногории - Свети-Стефан. Он известен этим островом, на котором расположен отельный комплекс какого-то супер-премиального уровня. Туда нельзя зайти, кроме как с экскурсией (стоит 20 евро), но зато можно полюбоваться отличным видом. Гора кишит ресторанами, которые снимают всю выручку, похоже, в закатные часы. А закаты, конечно, на море знатные!

День 3
Поскольку мы все-таки приехали типа на море, и было еще совсем тепло, один день решили выделить на посещение пляжей. Лично меня море для купания не интересует, но любоваться им, конечно, люблю. Море - это сила, мощь и спокойствие (или наоборот - буйство). И мне очень нравится, когда есть еще что-то, разбавляющее пейзаж - скалы там, камни. И вот Черногория в этом смысле - просто мечта для наблюдателя. Побережье изрезано скалами и из-за этого очень живописно.

Не знаю, может, многие не любят, когда острые камни на пляже. Все ходят в воду в шлепках, а точнее даже в специальных рзиновых тапках, которые там на каждом углу продаются за 8 евро. Но зато вода очень чистая.

Мы побывали на нескольких пляжах. На всех есть лежаки, которые стоят конских денег - от 10 до 20 евро в день. Рядом, впрочем, можно расположиться на полотенцах. В Черногории даже закон есть, по которому на всех пляжах (ведь они занимают довольно узкую полоску на гористом побережье) только 30% площади можно занимать платными лежаками. Исключение - несколько полностью платных пляжей, принадлежащих отелям. В октябре - рай для интроверта! А вот летом я бы сюда не стала соваться.

Потом мы еще раз съездили на тот "секретный" пляж у Петроваца, там оказалось гораздо комфортнее. Мы вдоволь набесились, поснимали ролики, а главное - котиков и песиков.

Кстати, котики и песики.
Их оооочень много в Черногории. Хорошо им там - живут себе в тепле круглый год, холода и голода не знают. Мастерски владеют искусством манипуляции - так же, как и люди, льнут к туристам и получают за это еду :) Мы закупались в супермаркетах вискасом и потом с радостью поддавались этим хитрым чарам.

День 4.
Хватит моря, отправляемся в горы! Начинается главная часть нашего путешествия. Черногория же! Это удивительно, но раньше я как-то не задумывалась, что вся территория страны - это горы. Вот она, репутация страны для "пакетного пляжного отдыха" (буэ). Надеюсь, со временем она будет меняться, потому что горы - это огромное богатство Черногории.

Наш пункт назначения - город Жабляк, центр национального парка Дурмитор на севере страны. От Будвы - 200 км по шоссе, но мы выбрали живописный маршрут через горные перевалы, и он занял у нас весь день. По пути заехали на обед в миленький городок в центре страны - Цетинье. Культурная столица, говорят. И правда выглядит культурно и уютно. Наконец-то обычный европейский город, а не эти курортные поселки, где местных жителей-то вообще нет.

Первый пункт в Дурмиторе - городок Плужине на берегу Пивского озера. И первые ахи-вздохи от открывшихся видов. Это озеро, кстати - искусственный водоем. В интернетах пишут, что пока это недооцененное туристами место, поэтому очень мало людей. А сногсшибательных мест вокруг - не меньше, чем в раскрученных.

Но у нас нет времени объезжать озеро, мы едем дальше - ведь нам надо успеть до темна преодолеть один из самых непростых серпантинов и длинный горный перевал. За мостом Плужине совершенно неприметный указатель отправляет вас.. вертикально вверх, прямо в пещеру в скале. Если бы я не начиталась об этой дороге заранее, мы бы ни за что не поверили, что нам туда. Дальше - как в тумане: серпантин вверх и вверх, через какие-то странные тоннели, будто лопатами выкопанные в скале. Периодически по краям летят камни. Выезжаешь из тоннеля, с одной стороны - пропасть вниз, с другой - отвесная скала. Весело! И кстати - этот серпантин односторонний :) Фото нет, потому что было очень страшно. Зато видео потом будет! Дальше - долгий путь по долине крупнейших гор этого массива. В конце пути - уже почти стемнело, ааа! - еще один серпантин через перевал у самой высокой точки Черногории - горы Боботов Кук, 2523 м. Перевал называется Седло - и вот почему.

Успели-таки до темна в Жабляк. Это милый городок, похожий на горнолыжный курорт. Разместились в целом двухэтажном бунгало. Температура воздуха, кстати, упала с 22 на побережье до 5. Тут-то Женя перестал смеяться на тем, что в отпуск "на море" я взяла с собой шапки :)

День 5
Чудесный день, проведенный на свежем воздухе в горах - мне такое гораздо более по душе, чем пляжи. Этим Черногория и прекрасна - все относительно рядом, не надо выбирать.
Мы посетили каньон реки Тары (путеводители радостно хвастаются, что это самый глубокий каньон в Европе и второй - в мире), погуляли по высокому мосту.

Спустились к самой реке. Свежачок!

Потом вернулись в Жабляк и отправились на хайкинг вокруг Черного озера. Это, в общем, главная достопримечательность в этом национальном парке, и не мудрено.

Озеро невыразимо прекрасное! Пока мы, конечно, не были в национальных парках США и Канады, но сейчас оно - в пятерке моего личного рейтинга озер (а ведь мы были в Шотландии и Альпах!)

День 6
Наш следующий пункт назначения - Которская бухта. По пути из гор спустя долгие часы сельско-лесного серпантина приехали на гору Ловчен. Это главная достопримечательная гора (потому что недалеко от побережья) с мавзолеем на вершине. В мавзолее похоронен Петр II Негуша, поэт и правитель, который превратил Черногорию в независимое государство и еще много всего выдающегося сделал. Вершина - потрясающая. С нее видно и море, и горы, и вообще вся страна на ладони. А воздух там! (мало его)

С Ловчена в Которскую бухту спускается знаменитый своими видами серпантин. Из-за его крутости ехать получается очень медленно - слишком часто приходится останавливаться и фотографироваться! Но это того стоит.

В бухте мы остановились в городке с прекрасным названием Доброта (пригород Котора) в очень классных апартаментах с потрясающим видом. И с порцией мандаринов, собственноручно выращенных хостами в их дворе. У нас вообще все апарты были очень крутыми в этот раз! Все бронили на букинге и аирбнб. Если зарегистрируетесь по моим ссылкам, будет скидка и вам, и мне :)

День 7
Которская бухта - не на один день, конечно. Но все равно мы успели объехать довольно много. В бухте царит совсем другая атмосфера, чем в Будванской ривьере с популярными курортами. Виды - гораздо круче. Раньше считалось, что это фьорд как в Норвегии, но потом ученые решили, что все же нет - бухта.

На берегу бухты расположено множество маленьких древних, очень красивых городков. Например, Пераст. Он очень мил.

А на самой границе с Хорватией расположен Герцег-Нови со средневековым Старым городом. Это популярный курорт, с самыми брутальными котами!

День 8
Перед возвращением в Будву целый день гуляли по Котору - самому крутому, на мой взгляд, городе в Черногории. Красив очень! И в нем больше всего европейских гостей :)

Настоящий аттракцион - треккинг почти вертикально вверх в Которский замок по старым ступенькам. Ох и виды там, ох и преодоление. 1500 ступенек. Некоторые из них разрушены, а в некоторых местах дорога идет прямо над обрывом. Впрочем, платье все равно было надето не зря :)

В Которскую бухту точно еще вернемся!

После Котора приехали в Будву, чтобы следующим утром было недалеко в аэропорт. Вечером на побережье впервые за наше пребывание разбушевалась буря. Очень красиво! И очень драматично. Ведь, как всегда, у нас не получилось без приключений. На последнюю ночь остановились в апартаментах на высокой горе. Ночью буря не давала нам спать - на балконе кидало стулья туда-сюда, было ощущение, что стекла вот-вот лопнут, а вся ривьера освещалась молниями. Рано утром мы выехали в аэропорт, проехали 100 метров вниз и... путь нам преградило гигантское оливковое дерево, вырванное с корнем ночью. Дальше помню как в тумане: нервные переговоры на русско-сербско-английским с прокатной конторой, с хозяйкой апартаментов, с авиакомпанией. Тут у меня опять хвалебная ода сервису RentCarFor.me, потому что ооочень быстро было принято решение, что машину они заберут потом сами, чтобы мы спокойно ехали в аэропорт на такси и не переживали. В итоге чудом мы успели на самолет!

В общем, в Черногории неожиданно очень понравилось. Настолько, что даже хочется туда снова. Путешествия - это самое крутое, что есть)