Сегодня я расскажу вам про инвалидов. Извините, букв много, а фотографий совсем нет.
Второе, на что обращаешь внимание, выходя из метро, это большое количество инвалидов. Инвалидов в штатах очень много. Думаю, в любой части страны, не только в Сан-Франциско.
Много их не потому, что в Америке их больше, чем где-нибудь еще в мире. А потому, что американские people with disabilities имеют возможность передвигаться, подниматься по лестницам, делать покупки в магазинах и полноценно работать. То есть, они просто выходят на улице чаще, чем люди с ограниченными возможностями в других странах.
Кстати, слово invalid в американским языке считается оскорбительным. Назвать человека в инвалидной коляске инвалидом все равно что назвать черного нигером. Поэтому американцы используют нейтральное people with disabilies, по-русски - люди с ограниченными возможностями. Впрочем, ограниченность этих возможностей весьма спорна. Думаю, через пару-тройку лет и это выражение заменят на другое, более толерантое.
На самом деле, инвалидами (можно, я буду их так называть?) в штатах не всегда жилось так "неограниченно".
Закон о правах инвалидов (Americans with Disabilities Act) был принят лишь в 1990 году. Не просто принят, но и приведен в действие. Людям с ограниченными возможностями был предоставлен равный доступ ко всем благам цивилизации. Равное право на работу, на отдых, на образование. Человек к ограниченными возможностями стал вписываться в любую сферу жизни.
Первое - свобода передвижения. Пандусами оборудован абсолютно каждый тротуар. Более того, на пандусах есть резиновые ребристые покрытия, которые помогают слабовидящим людям узнать, что они будут пересекать проежую часть. А каждый светофор подает звуковой сигнал, когда загорается зеленый свет.
В общественном транспорте (трамваях, троллейбусах, автобусах) есть специальные подъемники, которые помогают людям на инвалидных колясках заехать в автобус. И, главное, никто не нервничает - ни водитель, ни пассажиры. Все терпеливо ждут несколько минут, пока подъемник поможет "принять на борт" человека в коляске. Не уверена насчет других городов, но в СФ автобусы\троллейбусы могут еще и мягко "приседать", подравниваясь с краем остановки. Чтобы пожилым людям не приходилось высоко поднимать ноги, заходя в автобус. Первые несколько сидений в общественном транспорте предназначены как раз для пожилых людей или людей с ограниченными возможностями. Для колясочников первые два сиденья поднимаются. В освободившееся место можно припарковать свой wheelchair.
Места, в которые нужно опускаться или подниматься (будь то метро, небоскреб или второй этаж 39-го Пирса), оборудованы лифтами. Никаких тебе убогих металлических пандусов вдоль лестниц, по которым невозможно катить даже чемодан.
Как минимум один туалет в заведении\офисе\другом помещении, где могут появиться люди с ограниченными возможностями, предназначен для инвалидов. На нем висит специальный значок. Он длиннее, чем обычная туалетная кабина, в нем есть специальные металлические перилла. В магазинах достаточно места для инвалидного скутера (усовершенственной версии инвалидной коляски, что-то вроде мини- кара).
Таблички в общественных местах Сан-Франциско написаны не только на трех языках (английском, испанском и китайском), но и шрифтом Брайля.
Я думаю, не стоит заикаться о том, что люди с ограниченными возможностями имеют такое же право на труд, как и другие. Не взять вас на работу только потому, что вы - инвалид, не могут.
Живя в России, я никогда не думала о том, насколько на самом деле сложно передвигаться по городу. Впервые я подумала об этом, когда пересела на велосипед. Во второй раз - когда я оказалась в московском метро с огромным неподъемным чемоданом. Я поняла, что если я, здоровая баба с двумя руками и ногами, не в состоянии спуститься вниз, подняться наверх или просто преодолеть минимальное препятствие, то о people with disabilities и говорить нечего. О них нужно забыть, закрыть их в квартирах и не выпускать.
Признаться честно, я ничего не знаю о социальных льготах и выплатах для инвалидов, об уровне безработицы среди них и прочих подробностях их жизни... Однако я знаю то, что я видела. На улицах США очень много людей с ограниченными возможностями. И, знаете, многие из них выглядели гораздо счастливее, чем наши.