В середине марта в Саратовских СМИ замелькала "неожиданная" новость: оказывается у нас в городе планируют строить детскую железную дорогу (ДЖД). Комментарии были разные, в том числе весьма негативные. Но пробежавшись по ним понял, что основная проблема: комментирующие особо не представляет - а что вообще это такое за ДЖД и зачем оно нужно. К рассуждению о ДЖД в Саратове я вернусь в самом конце поста (поскольку там именно что планы-проекты пока). Сейчас же хочу рассказать-показать как подобный объект существует и весьма успешно функционирует у наших соседей в Волгограде.
Малая Приволжская железная дорога (ДЖД это скорее устоявшееся название для всех подобных проектов, хотя Приволжская ДЖД тоже допустимо) - действующая детская железная дорога в Волгограде (находится в подчинении у Приволжской Железной дороги). Узкоколейная дорога (750 мм) расположена в долине реки Царица (точнее говоря в овраге, где раньше протекала река, которая сейчас спрятана в трубы - примерно по аналогии с Глебучевым оврагом в Саратове), имеет 3 станции и протяженность пути чуть более километра. Кому интересно - есть
официальный сайт.
Помимо собственно собственно железнодорожного полотна, депо тут же располагаются и учебные корпуса, куда мне и удалось сходить на экскурсию. Тут кстати помимо учебных классов ещё расположены жилые комнаты для студентов - есть возможность принимать на обучение детей из других городов, которые на время занятий тут же и проживают:
Весь подвижной состав функционирует в теплое время года, поскольку я был зимой - его-то оценить не удалось (надеюсь всё-таки отправиться летом и глянуть как именно уличная часть функционирует):
На сегодняшний день на дороге имеется два действующих тепловоза ТУ7А, ТУ10 и 6 пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода:
В течении года на ДЖД обучение могут проходить около тысячи детей и подростков. За время обучения дети знакомятся с основами деятельности железнодорожного транспорта, организацией движения поездов и другими основными профессиями железнодорожников:
Несмотря на то, что зима и на улице дорога не действует - внутри в учебных классах продолжаются занятия:
Несмотря на то, что делается это всё довольно по-простому - знания там дети получают вполне взрослые. Ну то есть уже с малых лет приобщаются к специфики работы железной дороги (к слову если разобраться - достаточно сложной системе):
Вот например макет, демонстирующий не только работу путей и стрелок - но и различные сигнализации. То есть довольно просто погрузиться в быт диспетчера:
Различные информационно-обучающие стенды:
Устройство пассажирского вагона:
Или например макет действующей тормозной системы:
Система сигнализации светофоров:
Есть даже тренажеры, имитирующие кабину локомотива - всё как во взрослых учебных заведениях (о чём тоже надо будет как-нибудь рассказать):
Но если о том, что ДЖД - это не некая "детская каруселька-атракцион, имитирующая железную дорогу" (как думают многие), а вполне себе серьезное учебное заведение - об этом я имел некое представление. (Хотя конечно какие-то общие представления имел - было здорово в эту тему погрузиться). А вот то, что на базе Приволжской ДЖД действует "Кванториум" (и что это вообще такое) для меня стало настоящим открытием:
Детские технопарки «Кванториум» - это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Ближайшая ассоциация, которая у меня возникла - "Дворец Пионеров нового поколения".
Я будучи ребенком ходил во Дворец Пионеров в судомодельный кружок пару лет (мы там разные кораблики клеили - это было крайне увлекательно. Был ещё я помню авиамодельный кружок, какой-то кружок связанный с информатикой, ещё что-то... Сейчас же тут дети приобщаются к современным востребованным направлениям: VR, промдизайн, дроны и т.п. Вот скажем конструированние движущихся устройств на водородных топливных ячейках:
Класс промдизайна:
3D-примтеры и лазерные резаки, на которых дети изготавливают нехитрые поделки:
Разумеется айти классы - куда же без этого:
И без дронов не обошлось (кстати дронов там много и разных):
Всего в волгоградском кванториуме может обучаться до 400 детей, обучение бесплатно (что тоже роднит его с дворцом пионеров из моего детства) - короче как по мне не школа, а мечта! По крайней мере я будучи ребенком хотел бы в такое попасть. Да что там - я и сейчас хочу =)))
В общем побывав на Волгоградской ДЖД я остался под большим впечатлением: ну надо же, такая крутая тема, а мы и не в курсе. Ну и сразу какая-то лёгкая зависть появилась "почему у них есть, а у нас нет?"
Соответственно не только у меня, у многих представителей саратовских СМИ в конце 2018-го года на итоговой пресс-конференции главы Приволжской ЖД тогда возник вопрос: а давайте сделаем ДЖД в Саратове? Тогда был получен ответ, что да - сейчас это вопрос начинает прорабатываться. В следующем году уже появилась какая-то конкретика: в 2020-м году проект, дальше в течении пяти лет строительно-монтажные работы. Тогда же (в конце 2019-го года уже точно было обозначено место - Парк Победы на Соколовой горе):
В прошлом году (несмотря на сложности и "сдвиг вправо" многих проектов) сложа руки не сидели. В конце 2020 года завершилась разработка проектной документации на строительство ДЖД в Саратове. В настоящее время документация проходит внутриведомственную экспертизу, после которой она будет направлена в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Соответственно то о чём так давно твердили в узких кругах, стало наконец достоянием общественности:
Ну соответственно общественники всполошились - как же так - сделали проект, а с ними не посоветовались. Тут же пошли всякие интересные аргументы против:
- что вырубят редкие деревья и сильно ухудшится экологическая обстановка
- что поезда будут сбивать бегающих детей
- что дорога разделит Победы
- что поскольку это всё планируется на горе - а там же оползни, то это всё как обычно через год развалиться и сползёт
и вообще "давайте благоустроим Парк Победы без ДЖД но с велосипедными дорожками" (это кстати мой любимый аргумент: в любой непонятной ситуации строй велодорожки)
Начать пожалуй с экологии. В ходе проектно-изыскательских работ было установлено, что в зоне будущего строительства не произрастают растения, занесённые в Красную книгу. Кроме того, на территории проектирования отсутствуют пути миграции животных, их ареалы обитания не нарушаются (и вообще гаражные массивы и даже нефтекачалки никого не смущают - а тут дорога смутила - ну оооок). Более того в рамках проекта предусмотрено благоустройство и озеленение прилегающей территории. Опять же по-поводу оползней и прочего. Надо понимать, что РЖД в плане строительства организация дотошная - раз уж они строят дорогу, то проверяют под неё всё от и до. Поэтому страхи и претензии от вида тяп-ляп сделанных внутридворовых тротуаров сюда переносить не надо =)
Насчёт детей - это хоть и детская, но всё же железная дорога - поэтому на большей части своего пути она будет огорожена. В путях же пересечения планируются пешеходные мосты и переезды. Это полностью не исключает вероятность несчастных случаев, но сильно-сильно их минимизирует. А так - мамы с колясками гуляющие по велодорожкам тоже знаете ли в зоне риска находятся, но это никого не смущает.
Наконец, чем ещё привлекает меня этот проект и что выгодно отличает его от Волгоградской ДЖД. Помимо собственно детей обучающихся там, этой дорогой в качестве пассажиров смогут воспользоваться гости Парка Победы. Три пассажирские платформы в разных частях парка, билетные терминалы - всё это проектом предусмотрено - и можно будет не просто гулять пешочком, а проехать на паровозике. По-моему очень круто, может стать очень приятной фишкой Парка Победы.
Одним словом жду реализации проекта в Саратове с нетерпением и всячески его поддерживаю!
Споттинг - сводный пост