Площадь Святого Петра (на которой находится одноименная базилика) явилась для меня пожалуй главной точкой всего путешествия. Ну то есть вопрос конечно спорный, что считать центром Рима (всё-таки Пьяцца Сан Пьетро находится немного в стороне), но в плане красоты и величественности это одна из важнейших точек. Собор Святого Петра же является крупнейшей исторической христианской церковью в мире. В общем увидеть это надо было своими глазами (а возможно даже не раз).
Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro), расположенная на северо-западе Рима, считается одной из самых красивых площадей мира. Находится она на территории Ватикана.
Площадь спроектировал и построил Джан Лоренцо Бернини в 1656-67 гг. Состоит оно из двух площадей: первая, трапециевидная, расположена прямо перед широкими ступенями собора и ограждена галереями; вторая - овальная, обращённая к Риму, окружена величественными колоннадами Бернини. С двух сторон обелиска на брусчатке обозначены два белых круга. Если встать на любую из этих символических точек, полукруглые колоннады станут визуально «прозрачными» - четыре ряда гигантских колонн расположатся друг за другом. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Святого Петра». В 1930-е года Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения (итал. Via della Conciliazione), соединяющую площадь с Тибром:
Примечателен тот факт, что площадь Святого Петра от Рима отделяет тонкая белая линия, начертанная прямо по брусчатке. Как правило, никто не обращает на нее внимание, а зря: это самая что ни на есть государственная граница - между Ватиканом и Италией:
Как и многие римские площади, здесь также расположен египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой. По преданиям, этот обелиск украшал цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого был воздвигнут собор:
Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря:
Долгое время правители Рима хотели перенести его на площадь, но проект удалось осуществить только в 1586 году. Грандиозную операцию проводили под руководством Доменико Фонтана; в ней было задействовано 140 лошадей и 900 человек.
Ежегодно около обелиска в Адвент проходит праздник Презепе. Фигуры в человеческий рост изображают библейские сцены рождения Христа и поклонения волхвов, а фигурка младенца меняется каждую неделю - растёт.
От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномон (проще говоря - солнечные часы, хотя на самом деле это по сути дела инструмент выполняющий ещё и другеи фунцкии):
С двух сторон от египетской стелы в симметричных точках площади установлены барочные фонтаны Бернини и Мадерно. В них, как и во все фонтаны Рима, подаётся чистая питьевая вода:
Разумеется главнейший объект площади - собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость около 60 000 человек плюс ещё 400 000 человек может уместиться на площади:
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончилиационе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 48 м, исключая высоту статуй, ширина - 118,6 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.
Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса - 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.
Именно на Пьяцца-Сан-Пьетро собираются тысячи католиков со всего мира для того, чтобы вживую услышать выступление Папы Римского (для этих целей предусмотрены даже ряды кресел). Увидеть Папу своими глазами (и даже услышать своими ушами) можно каждую среду в 11 утра: именно в этот время он традиционно читает проповедь своей пастве. Все действо транслируется на два больших экрана, но в общем всё равно всегда огромное скопление народу, так что если хотите просто погулять и насладиться площадью без давки - лучше выбирать другой день
Рим. Сводный пост