Усть-ЗакутОк)) уютно сразу от названия. И у них там тоже есть Лена, только больше меня) и остров Домашний (см. видео в конце поста и фото).
Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города - 56 км².
История Усть-Кута началась с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м, отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.
Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений - местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство - знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу (звучит!) и занялся земледелием.
Из-за выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек - Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».
Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.
Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.
Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.
Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений за выход к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.
В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.
В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить.
На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Также во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.
В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.
В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии п
http://www.admustkut.ru/gallery/nazvanie-alboma/олучивший статус памятника.
В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун - Братск - Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.
В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.
В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.
Численность: 42 272 чел. (2017).
Этнохороним: устькутянин, устькутянка, устькутяне.
Отсюда:
1,
2,
3,
4.
ФОТО смотреть Click to view
Poll