Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Русский музей представит публике в дни празднования Масленицы картину Константина Маковского "Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" XIX века, которой реставраторы вернут к этому времени первоначальный вид. Как сообщила журналистам во вторник ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Ольга Кленова, картина вернется в экспозицию 22 февраля после очищения от загрязнений и потемневшего лака, восполнения утрат и укрепления основы. "Мы планируем завершить реставрацию к 20 февраля и передать ее реставрационному совету для приема после реставрации. И 22 февраля в Русском музее открывается выставка одной картины, это как раз будет масленичная неделя, и мы представим это полотно для зрителя", - сказала Кленова.
Картина, написанная одним из самых популярных российских художников конца XIX века Маковским в 1869 году, изображает народное гулянье на площади перед Зимним дворцом во время Масленицы. На ней многочисленные персонажи разных сословий смотрят представления на уличной сцене, угощаются чаем, покупают товары на ярмарке и участвуют в праздничных забавах. За эту масштабную картину художник получил звание профессора живописи. Первоначально картина украшала Гатчинский дворец, а в 1897 году поступила в Русский музей. За 150 лет полотно утратило первоначальную яркость, основа обветшала, на холсте образовался прорыв. По решению экспертов музея картина прошла весь комплекс реставрационных мероприятий. Специалисты Русского музея очистили картину до авторского слоя, который был укреплен, сняли старый лак, превратившийся в темную пленку, исправили недочеты прошлых реставраций, скрепили прорыв, выполнили тонировку в границах утрат, не нарушая авторской живописи.
Как рассказала Кленова, в процессе реставрации на полотне проявились неожиданные детали. "Мы обнаружили в центральной части картины несколько закрашенных фигур: они крупнее, чем авторские фигуры этого плана, и мы поняли, что художник либо использовал холст, на котором эти фигурки уже были нарисованы, либо сначала, возможно, были другие задумки по композиции", - пояснила реставратор. Специалисты Русского музея проведут дополнительные исследования картины, а также создадут фильм об истории реставрации шедевра с показом в мультимедийном центре и включением в медиатеку проекта "Русский музей: виртуальный филиал". Планируется трансляция лекций для широкой аудитории.