Св. новомученница Екатерина моли Бога о нас!

Dec 17, 2016 13:12

Оригинал взят у filin_dimitry в 04 (17) декабря 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)
Продолжение…

Мученица Екатерина Петроградская (Арская)



Екатерина Андреевна Арская родилась в 1875 году в Санкт-Петербурге в семье богатого купца Андрея Петровича Уртьева, потомственного почетного гражданина столицы Российской империи. Отец ее был ктитором церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Мать, Ксения Филипповна, занималась воспитанием девятерых детей. Екатерина Андреевна и ее старшие сестры учились в Санкт-Петербургском Александровском институте. Он был создан по образцу знаменитого Смольного института благородных девиц и давал высшее образование. Дети в семье Уртьевых были очень дружны между собой. Екатерина Андреевна была особенно близка со старшей сестрой Марией. Благодаря ей она познакомилась со своим будущим мужем - офицером артиллерии Русской императорской армии Петром Николаевичем Арским.

Петр Николаевич Арский и Екатерина Андреевна венчались в 1899 году в церкви приюта принца Ольденбургского на Лиговском проспекте. Выйдя замуж, Екатерина Андреевна полностью посвятила себя семье, мужу и детям. В их семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. Девочки воспитывались в Александровском институте, который окончила их мать, а сын учился в реальном училище и был скаутом. В семье Арских царила атмосфера любви, покоя и благополучия. Церковные традиции, впитанные Екатериной Андреевной в родительском доме, легли в основу и ее собственной семьи. Супруг ее также отличался благочестием, в 1912 году он вышел в запас и был назначен ктитором Воскресенского Смольного собора. С началом Первой Мировой войны Петр Николаевич Арский отправился в действующую армию, был ранен и вернулся в Петроград.



(Санкт-Петербург храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте» на ул. Шпалерной. Святая мученица Екатерина Петроградская была прихожанкой этого храма)

После октября 1917 года мир вокруг Арских начал стремительно рушиться, общая катастрофа не могла не коснуться и их семьи. Они лишилась состояния, от холеры умерли старшая и младшая дочери. В 1920 году Екатерина Андреевна потеряла всю свою семью. В течение одного месяца муж и дети умерли от дизентерии. Екатерина Андреевна осталась без средств к существованию и находилась на грани голодной смерти. Но ее внутренний взор был обращен к Богу, и Господь не оставил верную дочь. Екатерина стала активным членом Александро-Невского братства, духовной дочерью его руководителя, будущего преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. На жизнь она зарабатывала сначала переплетчицей, потом санитаркой и швеёй. В начале 30-х годов она вошла в приходской совет Феодоровского собора. Существование православного братства, занимавшегося духовным просвещением, не могло терпеться советской властью, все члены братства были под наблюдением ГПУ, и вскоре было заведено «Дело Александро-Невского братства», по которому было привлечено 92 человека.

В феврале 1932 года по городу прокатилась волна арестов, Екатерина Арская тоже была арестована. На следствии она проявила удивительное мужество, и в отличие от многих не назвала ни одной фамилии. Именно это качество: никогда никого не предавать, - будет свойственно святой мученице до смерти. Вместо доказательств вины, в материалах дела Екатерины Арской неоднократно подчеркивается ее сословное происхождение; в обвинительном заключении фраза «бывшая дворянка, жена царского полковника» выделяется крупным шрифтом. Екатерину Андреевну приговорили к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили в Карлаг НКВД в Казахстане. После освобождения ей было запрещено проживать в Ленинграде, и Екатерина Андреевна поселилась в городе Боровичи в Новгородской области. Родных в этом городе у нее не было, но там были близкие ей по духу люди, так как Боровичи стали местом ссылки для репрессированных. Здесь жил владыка Гавриил (Воеводин), с которым Екатерина Андреевна проходила по делу Александро-Невского братства, были и другие знакомые из духовенства. В 1937 году Екатерина Арская вновь была арестована по крупному «церковному делу». Местные власти провели массовые аресты всех ссыльных и репрессированных за веру. А потом на допросах под пытками вынуждали «сознаваться» в различных преступлениях. Немногие смогли выстоять на этих допросах. Почти все арестованные вольно или невольно оговаривали кого-то, подписывали признания своей вины, чтобы прекратить пытки и издевательства. Екатерина Арская отказалась признавать обвинения.

10 декабря 1937 года особой тройкой НКВД Екатерине Андреевне Арской и еще пятидесяти осужденным по этому делу был вынесен смертный приговор. 17 декабря 1937 года Екатерину Андреевну расстреляли вместе с другой святой новомученицей - княжной Кирой Оболенской.



В 2003 году была прославлена в лике святых как мученица.

Тропарь
глас 4
Яко искра по стеблию востекла еси/ к Иерусалиму горнему,/ святая мученице Екатерино,/ чашу страданий земных изсушившая,/ супруга своего, чад и богатства земнаго/ во мгновение, подобно Иову, лишившаяся,/ но не отступившая от Господа своего,/ за Негоже не токмо заключение,/ но и горькия работы и убиение прияла еси,/ сего ради и введе тя Господь/ во светлыя обители Своя к радованию нескончаемому.

Священномученики Алексий Сабуров и Александр Посохин, пресвитеры

Священномученик Алексий Сабуров в 1914-1915 годах был священником в действующей армии. Потом до декабря 1918 года протоиерей Алексий служил в храме Воскресения Христова и в тюремной церкви города Перми.

В 1918 году были замучены большевиками многие священники города Перми и Пермского уезда. Не избежал мученической кончины и протоиерей Алексий. В ночь с 16 на 17 декабря, по сведениям внучки, отца Алексия подняли с постели, в одном белье, с петлей на шее босиком по снегу отвели к Каме и там, привязав к железной кровати, утопили. В тот же день, 17 декабря 1918 года, в реке Каме после жестоких пыток и издевательств был утоплен священник Александр Посохин, служивший в селе Красно-Слудское Пермского уезда Пермской губернии.

Причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Мученица княжна Кира Оболенская



Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым. В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата - Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, - он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, были арестованы и Кира и Екатерина. Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две эти женщины своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.



В 2003 году Священным Синодом РПЦ причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Тропарь
глас 4
Отрасль пречестная рода древняго и именитаго,/ благоверная княжна Киро,/ в жизни временней потрудившаяся на ниве учительства,/ гонения и узы за веру истинную претерпела еси,/ и мученица за имя Христово явилася еси,/ молися о нас ко Господу,/ украситися и нам верою, любовию и благочестием.

Священномученики Иоанн Пьянков и Николай Яхонтов, пресвитеры

Николай Николаевич Яхонтов (ок. 1874 - 1918), протоиерей, священномученик



(Офицеры полка на летних сборах у с.Тоцкое Оренбургской губ., во 2-м ряду 4-й слева с крестом протоиерей Николай Яхонтов)

Память 4 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился около 1874 года. Окончил духовную семинарию по I разряду.
С 1896 по 1902 годы служил священником в городе Ковно Литовской епархии.
Переведен в город Козянск Городецкого уезда Витебской губернии. Во время служения в Козянском приходе построил церковно-приходскую школу, создал Общество трезвости с Уставом, утвержденным архиереем и приходское попечительство. В одном из писем вспоминал служение в приходе:

"Будь я здоров - ни за что не оставил бы прихода, где чувствовал себя поистине служителем Божиим, духовным руководителем народа! А приход, - какое это обширное поле для самостоятельной деятельности пастыря?! Благодарение Господу, есть на этом поле и моя бороздка, орошенная трудовым потом... Молю Бога дать мне прежнюю силу и энергию, чтобы с пользою трудиться на новом поприще моего служения. Сижу сейчас за столом, строчу это письмо, а мыслями невольно переношусь в свой прежний приход, пред моими глазами стоит и храм...и дом, и мужички мои... с укором смотрят на меня, за что я оставил их".

С 1903 года - священник 48-го Драгунского Украинского полка. В этом году полк стоял в городе Серпеце Плоцкой губернии (Польша). Из письма о. Николая:

"Сегодня у нас в Серпеце происходило великое церковное торжество: после заупокойной литургии крестный ход в преднесении креста, хоругвей и икон с пением Пасхального канона, направился от полковой церкви по улицам нашего богоспасаемого городка к кладбищу для того, чтобы почтить память усопших братьев наших по вере и приветствовать их с радостью о воскресшем Христе, победителе смерти. Погода благоприятствовала ходу. Певчие славно пели, чередуясь с хором трубачей, игравших "Коль славен", солдатики стояли по обоим сторонам пути и вместе с офицерами, примыкали к шествию. Неизвестно откуда набралась огромная толпа народа. Кроме военных, участвовали в ходу и чиновники городской администрации. На гарнизонном кладбище была отслужена общая панихида, после чего крестным ходом в прежнем порядке вернулись обратно в церковь... Оказалось, что здесь раньше крестных ходов не устраивалось вовсе. А напрасно: большинство солдатиков из русских губерний, где на Радоницу, после Литургии, совершались крестные ходы на кладбище, и их родные традиции следует, по моему мнению, поддерживать. Солдатики были рады ходу, многие из офицеров высказывали мне свое удовольствие по поводу устройства хода на кладбище".

В 1907 - 1910 годах служил в 227-м пехотном Балашском резервном полку, с 1910 по 1917 год - в 194-м пехотном Троицко-Сергиевском полку. В 1916 году назначен благочинным 49-й пехотной дивизии. Всю Первую мировую войну провел на позициях. По воспоминаниям современников, был хорошим проповедником и оратором, постоянно писал свои заметки в журнале "Вестник".

В 1918 году возведен в сан протоиерея. Настоятель Пермского Сергиевского храма (бывшей полковой церкви Троице-Сергиевского полка).
После жестоких пыток и издевательств утоплен в р. Каме в ночь на 17 декабря 1918 года вместе со связанным с ним протоиереем о. Иоанном Пьянковым.

Иоанн Петрович Пьянков (ок. 1855 - 1918), протоиерей, священномученик

Память 4 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился в 1855/56 году в семье чиновника.
В 1875 году окончил Пермскую духовную семинарию по I разряду.
В начале 1880-х годов служил вторым священником в Васильевском храме села Большая Соснова Оханского округа.
По сведениям 1896 - 1898 годов, второй священник Воскресенского храма города Перми.
В 1899/1900 году возведен в сан протоиерея. Не позднее 1911 года назначен настоятелем Пермского Воскресенского храма. Благочинный, законоучитель Пермского реального училища.

Причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Священномученик Василий Кашин, диакон и с ним десять мучеников

Память 4 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Диакон села Сылвино-Троицкое.
17 декабря 1918 года расстрелян вместе с 10 прихожанами своей церкви.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Преподобномученица Анастасия Титова, послушница

Анастасия Титова родилась 8 октября 1873 года в селе Машутино Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Петра Титова. С 1895 года Анастасия Петровна была послушницей в Спасо-Влахернском монастыре Дмитровского уезда Московской губернии. В этой обители, которая еще некоторое время после революции просуществовала в виде сельско-хозяйственной артели, Анастасия подвизалась до 1927 года. Затем она перебралась в дом к родному брату в село Машутино, где шила одеяла и занималась сельским хозяйством. Церкви в селе Машутино не было, поэтому Анастасия ходила в соседнее село, где храм еще не был закрыт. Во время богослужения она исполняла обязанности псаломщицы. По просьбе верующих она собирала деньги для уплаты налога за церковь. Во время бесед с крестьянами она призывала их посещать церковь.

12 сентября 1937 года послушница Анастасия была арестована. Из материалов дела известно, что следователь требовал от Анастасии признаний в ведении антисоветской агитации. На это Анастасия отвечала: «Виновной себя в высказывании антисоветской агитации и распространении разных провокационных слухов о войне и скором падении советской власти, а также клевете против вождя партии, не признаю». Тем не менее Анастасия Петровна была осуждена за «антсоветскую агитацию, распространение провокационных слухов о войне, клевету на вождей», приговорена к восьми годам ИТЛ и этапом направлена в Ивдельлаг, находящийся в Свердловской области. В лагере инокиня Анастасия скончалась 17 декабря 1937 года и была похоронена на кладбище поселка Сама.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.

Святые

Previous post Next post
Up