Feb 15, 2016 13:08
Коментарий Андрея к предыдущей статье игумена Нектария:
В книгах Ветхого Завета много говорится о необходимости физически наказывать сына и раба. Но никогда не говорится о необходимости или даже возможности применения рукоприкладства по отношению к женщине - жене или дочери. Буду благодарен, если меня кто-нибудь поправит.
И вообще: "Не будь, как лев, в доме твоём и подозрителен к домочадцам твоим" ("Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова").
Не нужно обвинять Ветхий Завет в том, что наши мужчины (и женщины!) считают возможным избивать жену. Это не библейское, это - народное.
Максим Горький "О русском крестьянстве": "Думаю, что нигде не бьют женщин так безжалостно и страшно, как в русской деревне, и, вероятно, ни в одной стране нет таких вот пословиц-советов: "Бей жену обухом, припади да понюхай - дышит? - морочит, ещё хочет". "Жена дважды мила бывает: когда в дом ведут, да когда в могилу несут". "На бабу да на скотину суда нет". "Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее". Сотни таких афоризмов, - в них заключена веками нажитая мудрость народа, - обращаются в деревне, эти советы слышат, на них воспитываются дети. Детей бьют тоже очень усердно. Желая ознакомиться с характером преступности населения губерний Московского округа, я просмотрел "Отчёты Московской судебной палаты" за десять лет - 1900-1910 гг. - и был подавлен количеством истязаний детей, а также и других форм преступлений против малолетних. Вообще в России очень любят бить, всё равно - кого. "Народная мудрость" считает битого человека весьма ценным: "За битого двух небитых дают, да и то не берут". Есть даже поговорки, которые считают драку необходимым условием полноты жизни. "Эх, жить весело, да - бить некого".
Эти обычаи не-христианские, они - анти-христианские. Значит, их следует отвергнуть.
"Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни" (ап. Павел).
"Слугу можно иногда связать страхом, а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, а любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?" (свт. Иоанн Златоуст).
"Если должно носить тяготы друг друга, то тем более сносить недостатки жены. Если же будешь бить и мучить её, то не исцелишь её болезни; грубость исправляется кротостию, а не взаимною грубостию. Вместе с тем не забудь и о награде от Бога. Ибо, если ты, имея возможность отвергнуть её, не сделаешь этого по страху Божию, но станешь сносить недостатки её из уважения к закону, возбранившему отвергать жену, то сколь ни велика была бы болезнь её, ты получишь неизреченную награду, и ещё прежде награды получишь великую пользу, сделав её более благопокорною, и себя приучив к большей в отношении её кротости. Рассказывают, что один из внешних философов (Сократ), имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос, для чего он терпит её, отвечал, что она служит для него домашним училищем и упражнением любомудрия; ибо упражняясь ежедневно с нею, я делаюсь более кротким и с другими" (свт. Иоанн Златоуст).
Кто не читал, советую хорошую книгу: преп. Паисий Афонский "Семейная жизнь" (Слова. Том IV). Книга имеется в Интернете в свободном доступе. Там говориться не только об отношениях мужа и жены, но также об отношениях родителей и детей, об отношении к болезни, к смерти.
Андрей
Пы.Сы.
Для меня лично мужик, избивающий женщину, как и мужик и женщина, избивающие ребенка, хуже скотов. Я таких за людей не считаю.
люди,
горе,
болезни,
мнения,
грех