Размышления на Праздник Обрезания Господня...

Jan 16, 2016 10:50

Оригинал взят у filin_dimitry в Размышления на Праздник Обрезания Господня...
Мне думается уместным повторить...

Христос посреди нас!

Мы праздновали недавно Обрезание Господне. Праздник этот не двунадесятый, но чтимый. Хотя для многих православных он проходит совсем незаметно. Так и для меня он ранее проходил, пока по милости Божьей не довелось ознакомиться с размышлениями на тему этого Праздника митрополита Вениамина Федченкова. И теперь многое открылось совершенно по новому: и то, отчего этот день так незаметен для многих из нас, и отчего это так неправильно и даже опасно не задумываться об этом дне и к чему такое «небрежное» отношение к этому дню и непонимание смысла этого дня может привести и привело уже…

Я в этот раз хочу дать материал для размышлений не в виде большой работы, а рядом небольших статей. Это и удобнее для восприятия и запоминания (кому это будет интересно) и позволит мне не упустить каких-то важных нюансов, которые часто остаются за бортом рассуждений в объемном материале.
И еще… речь пойдет не только о самом Празднике Обрезания Господня и его значении, но рассуждения будут касаться и нашей повседневной жизни, которая с днем этим неразлучно связана, хотя бы мы этого и не разумели.

Что же это за день?
В первую очередь, это Праздник Закона Божьего.



Личные обстоятельства жизни митрополита Вениамина подтолкнули его к такому пониманию:

«Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию - и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.

И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.

Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание - первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону» (День Обрезания Господня).

Очень важная мысль: Законодавец первый подчиняется закону!

Что это означает для нас? Весьма многое.

1. Во-первых, это означает, что если мы хотим быть со Христом, то перво-наперво нам необходимо принять Святое Крещение - исполнить Закон. Да, сам факт принятия Святого Крещения не спасает человека автоматически, но это означает, что теперь человек вступил в Завет с Богом.

««Завет» означает связь, союз, уговор; но слова эти сухие, деловые, формальные. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» - это жизнь в Боге, жизнь для Бога, жизнь с Богом. Завет с Богом - это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них.
Вот что такое «завет»» (митрополит Вениамин Федченков, там же).

До того человек был плотским, теперь он родился в жизнь духовную. Прежде еще он не был рожден Свыше, то есть от Духа, а теперь вот он - уже человек!
Говорят иногда - что же, Господь разве не может спасти тех, кто не принял Крещение?

Отвечу: да, может. Но как и когда бы разбирали чуть ранее Праздник Рождества Господня (http://filin-dimitry.livejournal.com/352695.html), рассматривая, что Господь став человеком именно человеком и победил диавола, чтобы последний не превозносился, будто побежден Богом, так и тут скажу - может, но не рушит свободной воли человеческой, оставляя ему самому выбирать - рождаться ли Свыше или жить плотски. И если человек избирает жизнь плотскую, то не насилует.

А по-человечески просто понять: можно ли спасти того, кто и не родился вовсе? Разумеется, нет. Для того, чтобы положить начало спасения, надо прежде прийти в мир. Так и тут: не рожденный Свыше Вышним как может быть спасен? Прежде требуется родиться…

Господь сам свидетельствует об этом и не случайно, что именно в разговоре с законником - фарисеем Никодимом:



(Беседа Господа Иисуса Христа с фарисеем Никодимом, Библия в гравюрах Ю. Карольсфельда)

«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3: 3),

и далее:

«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3: 5-7).

Мне видится важным и тот момент, что, как уже сказано было выше - слова о необходимости прежде родиться свыше для возможности спасения сказаны именно законнику. В том два вижу смысла:

- Господь с каждым говорил так, чтобы последний мог вынести больше пользы (это потом мы всецело наблюдаем и у блаженного апостола Павла, который в зависимости от аудитории совершенно разными словами и примерами - наиудобнейшими для понимания слушающих, ведет дело своей миссии о Христе). И Никодиму, как фарисею, Он объясняет законную сторону предмета, обращаясь к его знаниям:

«ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3: 10).

- Господь тем самым обращается и к нам, показывая, что сам закон не спасает (для чего тогда Он беседует с законником - по причине того, что и законник не может спастись сам исполнением закона), а спасает Благодать. Но вначале - закон (то есть вступить в Завет с Ним), а потом Благодать.

Разумею свое понимание этого вопроса чрезвычайно скудным и ограниченным, то, что видел, то и увидел, большего пока, увы, не имею. Но подобное, только лучшими словами нахожу и у митрополита Вениамина Федченкова:

«Еврей давал обет жить в Боге, а Бог - в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа - сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир (фактически - и иудеи, и язычники: «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Потеряли дивую связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель.
Люди исполняли символ (обрезание), а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, - говорит апостол Павел, - которое по телу, а которое в сердце... духом» (Рим. 2:28, 29). О язычниках же и говорить нечего было!

И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это - первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Поэтому Он пред смертью и говорит: «В том заключается живот вечный, чтобы познали Тебя, Отца, и Меня, Которого Ты послал ... Я явил им имя Твое» (Ин. 17:3, 6) ... «Да будут все едино, как Ты... во Мне и Я в Тебе; да будут и они в Нас» (Ин. 17:21). «Я Тебя прославил... Дело совершил» (Ин. 17:4). «Я явил им имя Твое и еще явлю. Пусть любовь, которою Ты Меня возлюбил, будет и с ними. И я с ними» (Ин. 17:26).
Это исполнение - духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом» (День Обрезания Господня).

2. Во-вторых (и это и это очень важно!) - Господь показывает нам последовательность действий, необходимых для нашего спасения.

Вначале - необходимо, чтобы наши действия стали благодатными, а потом уже совершать эти действия, чтобы преумножать благодать в себе.

Что это означает?
На практике часто задают вопрос: «Можно ли спастись, будучи просто хорошим человеком?»
Не стану разбирать очень подробно, многие духовники уже подробно эту тему разбирали и мне, недостойному, нечего добавить к их словам. Разве что общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут к спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского (он ведь об этом как раз говорил):

«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».



Стяжание, то есть собирание в себе - от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе.
Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, она не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел:

«мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7: 14-35).

Вот и митрополит Вениамин Федченков пишет:

«Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества…» (День Обрезания Господня).

Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале им благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо совершая благодатные дела твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета - начало благодати: «вместо закона - благодать, вместо отлучения - всыновление; вместо проклятия - благословение» (Богослужение Праздника).

3. В- третьих - тут уже на указание и на нашу мирскую жизнь - Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет.
И если мы, или кто-либо желает законы менять, то и это не возбраняется, но путь указан там весьма определенно:

Законодавец первый подчиняется закону!

То есть, желаешь изменить закон - исполни тот, что есть прежде. Потом учреждай новый. Иначе ничего доброго не принесешь ни себе, ни согражданам своим. О том и примеры истории многочисленны - никакие революции не приносили доброго, лишь умножая слезы и горести людей.
Но в тоже время есть и черта, за которой не следует закон исполнять:



«отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21).

Когда исполнение закона «кесаря» влечет за собой отдание ему (кесарю) и Божьего - тут черта! А до того ничто не мешает нам соблюдать закон, Богу же отдавая Его.

Вот такие первые мысли получились от рассмотрения Праздника Обрезания Господня. А о дальнейшем, рассматривая богослужение Праздника, Бог даст чуть позднее.

с любовью,
рБ Дмитрий

Православная Церковь, размышления, о вере своими словами, как правильно, праздники, мысли, вера

Previous post Next post
Up