Римские каникулы. День первый: Форум, весталки.

Dec 17, 2019 16:44

«Вы можете избавить себя от многих бесполезных вещей, особенно тех, которые вас беспокоят, потому что они целиком находятся в вашем сознании. И тогда вы приобретете для себя достаточное пространство, осмыслив всю вселенную в своем уме и созерцая вечность времени и наблюдая за быстрым изменением каждой части всего, насколько коротким является время от рождения до смерти и безграничное время до рождения, а также столь же безграничное время после смерти» (Марк Аврелий)



Вы ведь слышали это крылатое выражение, что все дороги ведут в Рим? Я тоже многократно его слышала, но, как оказалось, я даже отдаленно не могла себе представить, что оно означало для тех, кто жил во времена античности и не был римлянином.
Если вы хотите понять, что мог чувствовать варвар или любой другой чужеземец, когда видел, что римские легионы прокладывали дороги для своих завоеваний во все стороны с лёгкостью волшебника, который кидает перед собой скатерть самобранку, которая тут же сама собой катится за горизонт и исчезает за ним, то попытайтесь представить себя ранним утром, отдергивающим штору, как обычно, чтобы увидеть солнечный свет, но внезапно вы обнаруживаете перед вашим окном стайку военных дронов, запущенных китайцами, с вполне понятными намерениями.

Древний Рим прославился, в первую очередь, как отлаженная военная машина, которая создавала и использовала новейшие технологии своего времени. Что позволяло древним гражданам Рима быть супер эффективными завоевателями, которым однажды принадлежало все побережье Средиземного моря? В чем была причина заката могущества римской империи? Начать осмотр достопримечательностей Вечного города мы решили с древнего римского Форума (Forum Romanum - центр общественной жизни Древнего Рима). Рим это формула 753 до н.э. (год основания) + 2019 н.э.

Встреча с Испанской лестницей вселила в меня наивную уверенность, что после всего прочитанного и просмотренного, когда я увижу Форум, то буду с лёгкостью ориентироваться. Ничего подобного! Все было совсем не так, как я ожидала! Я не хочу сказать, что моя подготовка пропала даром хотя бы потому, что я получила от нее огромное удовольствие, которое можно приплюсовать к короткому времени, проведённому в поездке. Гида мы так и не взяли потому, что у нас не было на примете надёжной кандидатуры, а те, что проносились мимо нас, говорили сто слов в минуту и было непонятно, как это возможно воспринять и усвоить.

Форум, на мой взгляд, - это то место, которое достойно того, чтобы с него начать знакомство с Римом и если есть достаточно времени, то надо провести там столько сколько просит душа, а если душа хорошо разогрета и подготовлена, то она просит так много, что её желания приходится соизмерять с возможностями.

Стоя на древней дороге Виа Сакра, можно на одну секунду зажмуриться, чтобы получше отключиться от потока китайских туристов, которые в наше время обрушились не только на мировую экономику, но и на культуру тоже. Что ж, наверное, это совсем неплохо и дарит надежду! Однако, прикрыв глаза, вы сможете себе представить где-то на расстоянии вытянутой руки совсем другой этнос. Там сможете заинтересоваться мечтами, амбициями и свершениями Марка Аврелия, Юлия Цезаря, Августа, Горация, Ювенала, Марциала, Мецената, которые когда-то, на том самом месте, где вы сейчас стоите, имели огромное значение для давно канувших в Лету... А, что они сейчас для нашего времени? Порою нам кажется, что это всего лишь отдельные цитаты, которые выдает нам Гугл, но, на самом деле, - это те, зарытые в землю кирпичики, из которых состоит наше настоящее. Эту цепь событий, уходящую корнями в прошлое, лучше всего представлять себе именно в таких исторических местах.

Там приходит ностальгическое понимание, что, несмотря на всю эту связь всего со всем, отдельному индивидууму невозможно переиграть жизнь - она всегда делает шах и мат, каждой фигуре на своём поле. Смерть приходит, как за рабом, так и за плебеем и её не может избежать даже патриций. Какой-то остроумный римский император, почувствовав её близость, пошутил - "кажется я становлюсь богом", намекая на культ обожествления императора, который был распространён в его время. Единственная разница между нами -шахматными фигурами - это красота партии, которую с нашим участием можно разыграть. Порою, читая исторические книги, начинаешь думать, что варьируется только декорации, порою кажется, что в другом времени жили не такие же как мы люди, а это были инопланетяне.

Все проходит и излишества, и аскеза, и мудрость, и глупость, и целомудрие, и распущенность, и подлость, и честность - все... Созидание и разрушение проходят по Форуму рука об руку рядом с потоком туристов. К дому жриц богини домашнего очага Весты течёт река из любопытствующих: женщины и мужчины. Во времена древности мужчину, ступившего на этот кусок земли, ожидала бы верная смерть за такую неслыханную дерзость.

Чреда мраморных женских фигур...






Весталки - жрицы, которые имели, неслыханные для женщин античного мира, права, почёт и уважение. Ценой этих привилегий был обет девственного целомудрия и отречение от возможности иметь семью. Весталки обладали подобием того, что на нашем языке сейчас называется словом карьера. Их главной обязанностью было сохранение священного огня, а также священных предметов. Одним из таких предметов являлась деревянная фигурка-оберег - священный Палладий. Римляне верили, что фигурка была спасена Энеем, который вынес её из горящей Трои, но кто это может за это поручиться, если год взятия Трои это1184 год до н.э., а Рим был основан в 753 году до н.э.?

Матерью братьев основателей Рима также была по преданию весталка - Рея Сильвия, которая зачала близнецов от бога Марса. Видно, как непорочное зачатие, до которого мы только сейчас дотянулись рукой, всегда будоражило умы человечества. Считалось, что именно весталкам дано чудесное право представлять перед богами весь римский народ и это отражено у Горация в его "Exegi monumentum" :

"Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец".

Интересно сравнить смысловые акценты Горация, с акцентами А. С. Пушкина в его интерпретации "Exegi monumentum", принимая в расчет, что Гораций писал в тридцатых годах до нашей эры, а дата написания 1836 году н.э., т.е. было написано, примерно, 1860 спустя и в нем уже не придается никакого значения «безмолвной деве» - весталке и верховному жрецу:

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит".

Возможно, что следующим поэтом, который захочет интерпретировать тему вечности гения будет уже робот и я вряд ли смогу себе представить, что он напишет по данному вопросу. Уж лучше я вернусь к прошлому, чтобы попытаться понять его миропорядок и устои.

Культ богини Весты (хранительницы домашнего очага) восходит к первобытным временам, когда погасший огонь мог означать смерть всему племени, и женщины были обязаны постоянно поддерживать огонь в то время, как мужчины добывали пропитание. Другими словами, то, что брало начало в жизненной необходимости, древние римляне превратили в религиозный обряд.

Орден весталок первоначально состоял из четырёх лиц женского пола, потом из шести, а в более поздние времена мог достигать семи человек. Весталками становились в шесть - десять лет и поначалу основными условиями были хорошие внешние данные девочки, а также происхождение - у претендентки должны были быть живы оба родителя, они не могли быть рабами, отец должен был быть жителем Рима и быть представителем почетной профессии. В начале становления культа происхождению не придавали столь строгого значения и весталку могли выбрать из плебейского сословия, но в более поздние времена правила ужесточили и жриц выбирали только из семей патрициев. На это были свои веские политические основания, связанные с могущественными полномочиями жриц и их влиянием. Весталки не могли быть сестрами и родственницами, чтобы не усиливать какой-то определенный клан в ущерб остальным семьям.

Отдать дочь в весталки было весьма почётным делом. Только в правление императора Августа оно начало терять популярность. Сведения об этом хранят, дошедшие до нас, изречения стареющего Августа, который жаловался на то, что стало мало тех, кто согласен отдать дочь в весталки. При этом он уверял, что если бы в его семье была подходящая кандидатура, то он бы без колебаний предложил её верховному жрецу. Есть также свидетельства, что одной маленькой кандидатке было отказано по причине разногласий между матерью и отцом. Видимо, сочли, что богине домашнего очага может не понравится отсутствие единодушия в таком важном вопросе. Неизвестно, кто был против, а кто за, но предполагаю, что против была мать. Можно предположить, что она хотела иного женского счастья для своей дочери и не хотела её отпускать от себя в столь нежном возрасте. Однако непонятно к какому периоду времени принадлежат этот, дошедший до нас случай, потому что Авл Геллий указывал, что в согласии кого-либо из родителей девочек не было необходимости, - обряд по форме своей напоминал захват, когда верховный жрец подходил, к облюбованной им кандидатуре, произносил священные слова, брал за руку и уводил от родителей, что идет в разрез с вышеупомянутыми сетованиями императора Августа. Можно предположить, что набор в весталки в разные времена проходил по разному.

Для мужской половины семьи иметь родственницу весталку могло стать делом чрезвычайно выгодным. Весталки имели возможность лобировать политические интересы своих родственников по мужской линии, если, конечно они этого хотели.
Жрицы допускались до работы с документами, они участвовали в политической жизни общества, могли давать показания в суде и голосовать. Известен факт, когда весталка отказалась явится в суд. Пришлось претору самому идти к ней, чтобы она давала показания по делу. Непонятно, где происходила встреча, т.к. вход на территорию монастыря весталок был открыт только для верховного жреца.

Встретив на дороге преступника, которого вели на казнь, весталка могла единолично отменить смертный приговор и имели право разъезжали в экипажа и иметь телохранителей (ликторов). Старшая весталка имела право получить в любое время аудиенцию у императора. Это были очень состоятельные женщины, которые имели право без согласия родственников мужчин распоряжаться своим имуществом, как при жизни, так и после смерти, завещая его по своему усмотрению. В наше время это не звучит, как нечто исключительное, потому что нам трудно представить себе положение женщины в римском патриархальном обществе, поэтому я хотела бы упомянуть один интересный факт, который может многое рассказать о положении женщины в Древнем Риме: имя собственное, которое обозначает индивидуальность человека, практически, отсутствовало у римлянок. Например, если в римской семье рождалось пять девочек и первую называли Домицей, то к этому имени непременно добавлялось прилагательное - "старшая", и когда у неё рождались сестры, то вторую дочь называли Домицией младшей, а три последующие дочери назывались: Домиция третья, Домиция четвёртая и Домиция пятая. Можно предположить, что такой обычай психологически снижал значимость потери ребёнка. Высока была детская смертность, а также многие молодые женщины умирали во время родов, поэтому если из пяти домиций оставалась в живых хотя бы одна, то никакой путаницы в именах не возникало, а если больше одной, то это про запас.) Стоит ли удивляться, что римлянки могли быть объектами любви и страсти, но распространяли свое влияние только через брак и материнство. Однако нельзя не отметить, что они имели существенные правовые защиты и привилегии по сравнению с рабами и гражданами иностранных государств.

После тридцати лет почётной службы, разделенной на три этапа : ученичество, служение и наставничество, весталка имела право на свободу и личную жизнь. Без сомнения, с практической точки зрения, весталка могла быть очень выгодной женой по выходу на пенсию в 34-36 лет, но история подозрительно умалчивает о женах весталках. Можно предположить, что после облучения властью, мало кто из женщин этого культа, мог спокойно низвести себя на один уровень с обычными римлянками, не имеющими привычки иметь такую свободу и авторитет, какую имели весталки, служа своему культу. С другой стороны, совершенно очевидно, что и мужчине римлянину вряд ли было просто иметь в доме женщину, которой в течении 30 лет поклонялись как божеству, и, я думаю, что с такой женщиной было непонятно как общаться, т.к. оставался открытым вопрос - богиня или уже нет. В нашей современной жизни мы тоже знакомы с «богинями» и у них, как правило, тоже все непросто с семейной жизнью.)

Единственной мужской фигурой, которой подчинялись весталки - был верховный жрец, в почетную обязанность которого был вменен контроль над всем, что происходило в весталочьем микрокосмосе ведь жизнь там шла вразрез с законами природы. Именно он должен был следить за поведением жриц и из его рук весталки получали наказание за потухший огонь, или ещё какую-либо другую провинность. Любая оплошность имела свою меру наказания. За мелкие провинности весталку секли, а за такую крупную, как потеря невинности, могли заживо закопать в землю.

Если учесть, что культ просуществовал более одной тысячи лет, то нарушения весталками обета целомудрия случались нечасто и на то было две веских причины: римская дисциплинированность и ответственность, которые были национальной чертой и рождали патриотизм, а также суровая кара всем участникам нарушения обета. Пойманного соблазнителя секли до смерти, а смертная казнь самой весталки была не менее жестокой, но осуществлялась опосредованно, т.к. провинившаяся, по-прежнему, оставалась исключительной сущностью и никто не хотел рисковать своей жизнью, приводя в исполнение смертный приговор, поэтому римское законодательство поступало очень хитро: на весталку накидывали покрывало и к месту казни её везли в специальных дрогах затянутых кожей и ремнями, чтобы никому не были слышны плач и стенания. Затем весталку вынуждали спуститься по лестнице в подземную катакомбу, и когда она спускалась, то лестницу поднимали наверх. В подземелье осужденную ждало ложе, светильник, вода, хлеб и молоко. После того как, нарушившая обет жрица, оказывалась внизу, отверстие замуровывали землёй. Кстати, на том месте, где весталкам в древности приводили в действие смертный приговор, сейчас стоит министерство финансов.

Однако, если весталки вели себя без нарушений правил, в соответствии, с возложенными на себя, обязательствами, то жизнь их была очень почётна и респектабельна. Для них резервировали лучшие места на гладиаторских играх в то время, как обычных женщин допускали только до галерки, где толпились плебеи и рабы и увидеть то, что происходило на арене с этих мест было очень непросто. Весталки занимали лучшие места на нижних ярусах, где сидели знатные патриции. Интересный вопрос почему знатные римляне не сажали рядом с собой своих жён, но позволяли это делать весталкам? Возможно, они все же жалели психику обычной женщины, но воспитывали жриц на манер представителей сильного пола? Женщинам, которым не позволялось интимное общение с мужчинами, было дозволено упиваться самой что ни на есть кровожадной жестокостью... Можно только представить себе какой кошмар творился на арене и, возможно, что весталки таким образом сублимировали сексуальную неудовлетворённость, растворяя ее в агрессии - сбрасывание пара?

Кстати, не все римляне мужчины обожали смотреть гладиаторские бои. Известно, что это развлечение не очень привлекло некоторых представителей творческой элиты и даже император Август предпочитал подписывать во время боев документы и часто отвлекался на переговоры, что ему ставили в вину более жесткосердые сограждане. Однако ни в одном источнике я не нашла намёка, что кто-то из непорочных дев пытался бы уклониться от варварской привилегии смотреть на кровь и мучения. По идее такая практика в сочетании с целибатом должна была развивать садистические тенденции. Жаль, что обнаружить, что происходило с весталками по окончанию служения культа оказалось очень затруднительным. Никакой статистики дальнейшей судьбы весталок нет, есть только прозрачное упоминание, что в массе своей они предпочитали продолжать служение культу, даже после выхода на "пенсию". В чем выражалась эта служба после выхода на «пенсию», я так и не поняла. Очевидным является лишь то, что христианство имеет глубокие языческие корни, а орден весталок является предтечей христианского женского монастыря.

Рим, путешествия

Previous post Next post
Up