Затопленную церковь в Калязине мы прошли в 06.00 и муж не стал меня будить, решив, что лучше, если я все же как следует высплюсь. Я пропустила эту романтичную достопримечательность, которая предстала лишь перед теми, кто не поленился встать об эту пору,и застал её во всем блеске лучей восходящего солнца. Очень надеюсь, что у меня ещё будет шанс посмотреть утопленницу именно на рассвете, потому что меня впечатлило даже видео в формате любительской съёмки, которое было мне продемонстрировано.
После завтрака я наблюдала во всех деталях и с подробными комментариями мужа процесс шлюзования нашего суда, а к 10.00 мы зашли в Углическое водохранилище и причалили к пристани Углича. День был солнечным и безветренным, как и вчера, но воздух ещё не дошёл до обещанного пика + 27. Казалось, что пейзаж, представший нашему взору написан тонкими белечьими кисточками, которые смело смешали яркие цвета акварели прямо на ландшафте города. Природа горела всеми красками осени, пестрели клумбы и казалось, что это добавляет градусы тепла прозрачному воздуху, охлаждаемому только водным простором, на котором слегка покачивался наш теплоход.
Мы сошли на берег и пошли наугад, не примкнув ни к одной из, предложенных нам, экскурсий. По дороге мы зашли в частный музей самокатов, где я сразу нашла тот самый велик, который упоминался в последнем видеоролике американского проекта ted.com, который мы разбирали в нашем английском клубе.
От обычного велосипеда он отличается тем, что если вы хотите повернуть налево, то руль надо крутить направо и наоборот. Зачем это надо, спросите вы, - это надо, для того, чтобы тренировать мозг на переучивание - очень полезный тренинг не только учиться, но и переучиваться, что, как показывает практика, ещё сложнее.
Надо сказать, что в коллекции этого музея имеется много ценных экземпляров, достойных внимания, которые мы посмотрели очень бегло, потому что понимали, что впереди нас ждёт история города, запечатленная в камне и скоро мы уже были в Богоявленском соборе (Зимнем), где купили билеты во все постройки историко-архитектурного ансамбля и начали мы с картинной галереи, которая давала возможность зрителю сравнить облик жителя Углича, начала VIII века с нашими современниками XXI.
С темных полотен художника И. В. Тарханова и неизвестных мастеров на нас глядели лица, в которых мой муж отметил окаменелую неспешность. Неужели, когда-то люди могли жить и никуда не торопиться? Нет, это, конечно, портретный канон того времени. Иван Грозный точно был из нервной категории непосед - ведь это именно он начал освоение Сибири и прирост российской земли составил тогда 100%. Пожалуй, что самым интригующим для меня впечатлением стало сравнение портретов современных жителей города с их предками! Я пыталась разгадать тайну прозрачной ткани на вуали и рукавах Надежды Андреевны Суриной. Что это, кисея, газ или бареж? Ведь тогда не было синтетики! Как они обрабатывали натуральные полотна, чтобы достичь той степени прозрачности, которая обозначена на портретах паутинными бликами?
Какими убеждениями жили эти люди, какова их линия судьбы, семейные отношения? Как бы они себя чувствовали, если бы машина времени перенесла их в современный Углич, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" и предоставила им возможность познакомиться с нашими современниками, которых запечатлил портретист Алексей Александрович Жабский? Меня настолько вдохновило созерцание портретов, что я тут же на ходу закрутила в своей голове несколько сюжетных линий с персонажами,котрые спокойно смотрели на меня с холстов.
Исследовав имеющиеся музейные артефакты, меня заинтересовал женский платок из батиста (1874 г.), в центре которого был изображён Лжедмитрий I, а по периметру - сцены из его жизни.
Может быть этот странный сувенир был преднащначен для туристов тех времен? Вряд ли кому-нибудь из жителей Углича было бы приятно оборачивать плечи или голову такими изображениями! Во все времена продажа местных сувениров приносила существенные денежные вливания. Кто же активно посещал Углич в 1874 г.? На какую аудиторию охотилась эта приманка, созданная людьми, чьи предки отрезали колоколу язык, затем избили его плетьми и наконец отправили в Сибирь, в ссылку за то, что он возвестил им смерть царевича Дмитрия? Был ли это просто эмоциональный эксорцист, имеющий, по всей видимости, языческие корни или это был акт психологического воздействия на всех потенциальных врагов?
Во всяком случае, все, что когда-то было мрачными страницами истории, впоследствии всегда служит в качестве горючей смеси, чтобы воспламенить интерес любознательного туриста. Я тоже попалась на этот крючок и едва дождалась ночи, чтобы почерпнуть из Интернета информацию о царевиче Дмитрии, со смертью которого началась политическая смута, длившаяся целых 22 года. Несомненно, что образ покойного был для неё только лишь предлогом для внешней интервенции и внутренней междоусобицы. Когда мальчик умер, то ему было всего лишь 8 лет и ничего значительного он сам сделать не успел. Всё, что связано с его именем и последующим ходом событий - это покушение на власти его великого родителя.Какая насмешка - войти в историю и быть всего навсего маленьким эпилептиком с садистическими наклонностями.
Царевич Дмитрий славен был только тем, что он был сыном Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой. Он родился в 1582 году. Кстати сказать, у Ивана Грозного было 6-7 жён, но с точки зрения православия, законными считаются только четыре первые. Мария Фёдоровна Нагая была последней неофициальной женой уже престарелого царя. С ней у него, с момента начала совместной жизни (1580 г.) и до конца жизни самодержца (1584 г.), не было семейного счастья. К этому времени царь уже был дряхлым и полубезумным старцем, хотя было ему всего 50 лет и по современным стандартам он мог бы быть еще мужчиной в самом расцвете политической карьеры и физических сил, но это были совсем другие времена, когда средняя продолжительность жизни была гораздо короче.
После смерти Ивана Грозного царевич Дмитрий не мог претендовать на престол при наличии более законного наследника и он со своей матерью - Марией Фёдоровной Нагой был с царскими почестями послан в город Углич, где они проживали вот в этих палатах:
Стоит только абстрагироваться от окружающей действительности и крутануть в своём воображении руль машины времени, как по спине проходит холодок возбуждения и можно представить себе следы царских особ на этих ступенях:
В этом небольшом музее меня также поразило одно антропологическое наблюдение, которое связано с коллекцией женской обуви крохотного размера. Все экспонаты 32-33 размера, а детская пара - это пыточное приспособление. Известно, что человеческая расса заметно подросла в ХХI веке, но одно дело быть в курсе этого факта абстрактно, а другое дело видеть эту лилипутскую, кукольную обувь:
После посещения музеев на набережной мы заспешили подкрепиться в ресторан. Надо сказать, что мы давно не питались в столовых, а еда на "Александре Свирском" была вполне удобоваримой, но в очень диетическом стиле и в довольно малых количествах, что, возможно, имело рациональную идею, если бы хоть как-то компенсировалось содержимым бара и его сервисом. Очень странно, но похоже, что люди то ли не умеют, то ли не хотят зарабатывать! Ассортимент алкогольных напитков был скудным и неинтересным. Чтобы выпить кофе, необходимо было выслеживать бармена - фактически охотиться на него, а о сопутствующей кондитерской продукции никто вообще не позаботился, хотя публика на теплоходе сокрушалась по этому поводу и явно была готова платить.
Проработав TripAdvisor, мы выбрали, находящийся на набережной, ресторан "Мон Плизир". Пришли туда к его открытию, но молоденькая девушка официантка сообщила нам, что у них пересменок и нас смогут покормить только через час. Мы послушно направились к выходу, но нас догнал молодой человек постарше официантки и спросил, что она нам сказала и почему мы вдруг уходим. В изумлении мы сообщили причину. "Сейчас я ей покажу пересменок!" - грозно пообещал нам юноша и попросил нас вернуться. Мы вернулись и сели в бельведере с видом на воду.
Надо сказать, что мы вкусно и не очень дорого отобедали щучьей котлетой с картофельным пюре на маринаде из моркови - это был мой заказ и люля кебабом из баранины с рисом, который заказал мой муж. В наш счёт также входил бокал вина и кофе эспрессо и все вместе вышло нам в 1700 руб. Были также хороши брусничный чай с пастилой из малины (местного приготовления). Все это растворило наше недоумение по поводу ресторанной интриги и на теплоход мы сели сытые, довольные, а теплоход пошёл дальше. Мы немного поспали, а после сна до самой темноты разглядывали берега и водную гладь в полевой бинокль. Я поняла, что это зрелище не способно меня утомить никогда, и, поэтому я, хоть и ворчу здесь по разным мелким поводам, но хочу, конечно, выразить свой восторг по поводу речных круизов и "Александру Свирскому"наш персональный поклон!