Что на самом деле чувствовал П.И. Чайковский, когда в нем рождалась музыка к балету "Лебединое озеро"? Какие грёзы были источником его вдохновения? К счастью для композиторов, за музыку не просят отвечать, так как просят отвечать за слова. Мы, конечно, никогда не узнаем об истинных источниках вдохновения, но никому не запрещено дать свою версию, если она имеет веское обоснование и красивую подачу.
На мой взгляд, оригинальная хореография Мэтью Борна рассказывает зрителю о внутренней борьбе человека с его талантом. Оба повязаны принадлежностью к одному и тому же телу, но один рвется к мечте, а другой в себе сомневается. Колыбелью любой фантазии является наша голова. Дитя рождается, мы его няньчим, а затем приступаем к поиску его проекции в реальной жизни.
Тоже произошло и с принцем - сначала сон с Лебедем, потом явь с Незнакомцем. Есть ли между ними различие? Практически никакого... И то, и другое - вымысел Принца - его жажда.
Лебедь-Незнакомец - это Супер-Эго гения, несущее созидающий и, вместе с тем, разрушающий психику, потенциал сексуальной, творческой энергии, а на другой чаше весов балансирует просто принц - человек, находящийся наверху социальной лестницы, но скованный неуверенностью в себе, выдать которую, равнозначно подписать себе смертный приговор.
Первый врывается в высшее общество и пьянит как дурман, завораживает, манит, зовёт, приказывает и бросает, наказывая за непонимание. Второй любит первого, прежде всего в себе самом, а затем уже во внешней проекции. Он боится потерять свою искру, свое упоительное вдохновение, свою, внезапно обретенную смелость, боится быть раскрытым до конца и стать изгоем.
Первый - повелевает женщинами с помощью своего таланта и дерзости, презирая их за то, что они думают, что он способен их полюбить. Второй - боится женщин - от них к нему приходят только одиночество, разочарование и боль. Он ненавидит их за это, но нуждается в их одобрении и покровительстве. Есть способ освобождения от этой нужды... Гомосексуальные фантазии тесно переплетаются с творчеством. Мечта и есть творчество и когда она приобретает красивую форму, то мы называем ее искусством.
Все это темы личной жизни П.И. Чайковского и его отношений с баронессой фон Мекк и надо сказать, что мне померещилось, что есть даже отдаленное внешнее сходство артистки балета Николь Кабера с покровительницей гениального композитора. Только Надежда Филаретовна верила в мистический брак двух родственных душ, а образ королевы - это образ вполне земной женщины, которая ценит мужскую плоть, но какая разница, если и то и другое может кончится несвободой для приближенных? Для гармоничных отношений два человека должны сказать да, если этого не происходит, но они остаются связанными друг с другом, то это все равно вариант клетки для обоих. Для одного иллюзия, а для другого боязнь потерять покровительство за то, что не можешь дать ответной любви...
Здесь я, конечно, не пытаюсь провести прямых аналогий, которые вообще не бьются, когда мы говорим о метафизике идей. Мне интересно лишь запечатлеть мой ассоциативный ряд, в котором я увидела связи между фурором, который производили концерты П.И. Чайковского и огненным зарядом, который прошёлся по бальному танцполу, на который ступил Незнакомец. Прошёлся, обжёг дам, но ушел куда-то на сторону... Все это с большим чувством юмора и невероятной пластичностью!
Очень оригинальная хореография, отображающая хрупкую грань между трагедией и комедией. Все как в жизни! Что может быть более смешного и глупого, чем притязания нашего инстинкта самосохранения на исключительность наших несчастий? В спектакле вихрем проносятся все шекспировские страсти. Что это танец или пантомима? Балет говорите? Ну нет! Это нечто, выходящее за рамки балета! Пластичная агония, фарс, лицедейство, все чувства вывернуты и обнажены, смотрится на едином дыхании!
На выходе из зала дама говорила своей попутчице, призывая своим взглядом меня в сочувствующие, что она все же остается поклонницей классики, но мне ей остаться не удалось... Не было ни единого шанса! Хочется верить, что Петр Ильич сегодня смотрел это действо вместе со мной и радовался освобождению! Радовался тому как показали величие таланта и трагедию зависимости! Вот он подмигивает мне с портрета и шепчет на ухо, что мускулистые мужские тела в перьевых шароварчиках выглядят, на его взгляд, гораздо эстетичнее, чем женские в пачках. Я, возможно, с ним не соглашусь, но что остаётся делать???))) К сожалению, невозможно быть счастливой парией общества! Но кто сказал, что талант перестает быть талантом, если общество его не одобрило? Музыка особенно хороша тем, что за ней невозможно закрепить только один образ.