Вчера смотрела в театре Вахтангова спектакль "В Париж", который считается одним из лучших. Не пошло... Возможно, это просто перенасыщение искусством, но думаю, что не только. Любовь к классической литературе некоторые считают признаком уточненного интеллекта, но, в целом, современное поколение читает меньше и классика там явно не на первом месте. Я могу предположить причины этого явления, исходя из изменений, которые претерпели мои собственные предпочтения.
Канули в Лету мои пристрастия к таким писателям как Бунин, Куприн, Пруст, Цвейг и многие другие, которыми я зачитывалась в молодости. Это произошло так незаметно, что я не успела осознать процесс трансформации своих вкусов и только вчера задала себе вопрос почему. Мне было нестерпимо скучно смотреть спектакль, где вся соль сюжета насыпана в плоскость гендерных отношений людей, которые используют любовную эйфорию в качестве болеутоляющего, наркотического средства на все случаи жизни. О механизме любовной аддикции мне больше не интересно ни читать, ни смотреть, если все крутится только вокруг этого столба.
Я по-прежнему люблю Чехова, Гоголя и стала больше интересоваться Достоевским. Я по-прежнему прохладно отношусь к Л. Толстому за его склонность давать оценки и морализировать, но без всякого сомнения Чехов, Гоголь, Достоевский и Л. Толстой - это писатели, которые затрагивают темы социальной психологии, не зацикливаясь на теме любовных отношений.
Если говорить о вкусах современного поколения, то оно больше тяготеет к тому, чтобы получить секс, не выкладывая в него душу. Я не склонна считать, что в такой тенденции нет вообще ничего хорошего. Каждое явление имеет свои причины и все они имеют признаки эволюционного развития человеческой личности, если, конечно, нас интересуют аспекты психологии и философской антропологии. Такие писатели как Бунин, Цвейг и Пруст рассказали миру о безудержности и безрассудстве эмоций отдельного индивидуума, а также разрушительной силе страсти, а современный человек хочет быть хозяином своей личности и ему уже не очень интересно загибаться от нахлынувших чувств, которые похожи на приливы и отливы, и я не думаю, что рационализация полностью уничтожит романтику.
Я думаю, что любовь никогда не обесценится, будучи самой высокой потребностью человека. Она просто станет сильнее и разумнее в своей извечной связке с животными инстинктами, но этому сейчас пытаются научится через прагматизм. Цинизм и прагматизм не смогут стать панацей, но этого этапа не миновать. Только душевная зрелость и осознанность помогут выйти из замкнутого круга любили-разлюбили-разрушились... Качество нашей любви напрямую связано с качеством нашей личности.
Еще хочется разобраться в причине театральной популярности рассказа Бунина "Мадрид"? Возможно, потому, что это эффектная квинтэссенция декаданса, когда женщина вынуждена торговать собой, потому что нет другой возможности заработать себе на жизнь, а мужчина уже не видит никакого смысла в самой жизни и решает покинуть ее не один, а в компании... У Дмитрия Крымова сценическое решение этой драмы выглядело поинтереснее, на мой взгляд.