Самое главное о чем должен знать зритель, вознамерившийся лицезреть спектакль Дом, это то, что если у него есть какие- то проблемы с подвижностью шеи, то поход может быть небезопасным. Я бы обозначила некоторые медицинские противопоказания: шейный остеохондроз, тугоподвижность, смещение позвонков, вегетососудистая дистония и возможно что-то еще... У меня нет ни одного, из вышеперечисленных диагнозов, но шея все равно затекла.
Экраны телевизора, которые заботливо разместили по всем четырем сторонам света, не спасут людей с этими проблемами, потому что сидеть смирно невозможно - все же в театр пришли, а не в кино, а действие разбросано по всему зрительному залу, где стулья повёрнуты в разных направлениях, а актёры сидят рядом со зрителями в разных местах, и само действие кочует по залу, вспыхиая то там, то тут в зависимости от перемещения главного героя, который по сюжету решил занять денег у друзей на покупку дома.
Содержание спектакля может стать пособием для риэлторов, как надо раскручивать людей на приобретение недвижимости, которая им не по карману.
Однако нельзя не отметить хорошую драматургию Гришковца при участии Анны Матисон, которая дает не просто зарисовку из жизни врача, практикующего частным образом, а поиски смысла жизни современного человека, живущего в обществе потребления, где все достижения измеряются финансовыми результатами, но мечты живут своей отдельной жизнью.
Походу пьесы мы узнаем все достижения главного героя, все его заслуги, а также лимит его возможностей, который он хочет преодолеть усилием воли и игрой фантазии. Он также рассчитывает на бескорыстную помощь друзей, но напрасно.
Его поход с целью получения займа оканчивается тем, что он выслушивает правду о себе, которую он не в состоянии принять. Прекрасен актерский состав, в который добавлены такие жемчужины, как Елена Санаева и Альберт Филозов.
Спектакль имеет очень необычный конец. После длинного первого действия следует антракт, а второе действие очень короткое и это уже не театр, а кино, с которого действие начиналось в первом акте. Только вначале нам показывают трущобы спальных районов и армию, которая населяет эти трущобы, а в последнем действии мы видим нереальную мечту с прекрасной усадьбой, где все, кто так и не дал денег в долг, собрались у хозяев, устроивших новоселье в стиле серебреного века. Эта фантасмагория подчеркивает бредовость идеи с покупкой дома, раскрывая подсознательный фундамент воздушного замка, который вскружил голову всей семье.
Очень интересно раскрыта тема отношений между мужчинами и женщинами, где хорошо показано почему одних женщин любят и женятся на них, а с другими даже деньги боятся зарабатывать. Отношения отцов и детей тоже не могут не вызывать улыбку, потому что в коротких диалогах вся жизнь разных поколений, глубокая разница между их менталитетами.
Пожалуй все хорошо, но шея с этим не согласна и, уж, если ставить перед собой задачу смешаться со зрителем, то мне больше нравится подход к этому вопросу в театре "Сфера", где маленький зал и есть только амфитеатр в греческом стиле, где нет плохих мест и актеры могут спокойно двигаться между рядами. Возможно, что это консервативный взгляд, но удивляться лишь ради удивления - я не вижу большого смысла.