"Нет ничего прекраснее, чем быть вместе" - это фраза из спектакля канадского режиссёра ливанского происхождения Важди Муавада. Она как нельзя лучше подошла под мой неожиданный поход на спектакль "Пожары".
Сегодня я убедилась, что если я что-то должна посмотреть, то я могу этого вовсе не загадывать, никуда не собираться, и вообще не подозревать, что мне это нужно - все будет так как запланировано там наверху - это всегда проходит на "ура" в отличии от наших личных, тщательно сформированных, планов. Тогда все происходит без моего участия - я могу даже пропустить в журнале человека, которого я постоянно читаю -
http://elena-brezhneva.livejournal.com, сообщение, что можно присоединиться к группе блогеров -
http://ryjik-donya.livejournal.com/308819.html и пойти на спектакль на очень интересных условиях, НО....
Если это действительно было НУЖНО мне посмотреть, то судьба подстроит все не хуже, чем у вещего Олега - мне тогда позвонит моя хорошая знакомая по английскому клубу, которая, прочитав какую-то запись в моем журнале, передет из комментария Елены Брежневой в ее журнал, увидит там афишу спектакля "Пожар", и она позвонит мне и скажет: "Я бы хотела пойти! А ты?"
И я, будучи человеком не так чтобы уж очень легким на подъем, очень быстро и спонтанно собралась и сказала: "Пойдем, конечно!". Но и придя в театр, я намеревалась пройти мимо Елены Брежневой, не заметив ее. Однако там наверху все тщательно контролировалось - моя спутница - мой театральный ангел-хранитель, которая все высмотрела и все организовала, углядела Елену и сказала мне: "Вот же она!", поэтому фразу из спектакля про то, что нет ничего прекраснее, чем быть вместе, мы ощутили еще до начала спектакля и выпили кто вина, а кто кофе за знакомство. Простите за длинное лирическое вступление:-)))
Итак мои впечатления от спектакля:
Мы слышали о многих библейских заповедях - есть среди них те, которые сразу понятны, но есть и такие, значение которых не так очевидно -
"33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;" (Заповеди Иисуса Христа)
В спектакле не сказано точно о какой стране идет речь, но это может быть в любой стране, в которой идет гражданская война, когда у истоков ненависти и зверства нет начала и не видно конца.
У главной героини девушки Науаль отбирают и относят в приют новорожденного сына - плод любви с юношей по имени Вахаб. Семья бедна и она не может себе позволить ребенка. Науаль и Вахаба разлучают, но Науаль клянется, что она будет всегда их любить. Бог смеется над большинством наших клятв. Над клятвой Науаль он смеялся особенно жестоко.
Бабушка Науаль говорит ей о том, чтобы она не злилась на свою мать, она говорит, что кто-то в семье должен порвать порочный круг ненависти, потому что она сама ненавидела свою мать, мать Науаль ненавидела ее, а Науаль, в свою очередь, ненавидит мать.
Злоба и ненависть всегда замыкаются в круг, из которого трудно выйти, но бабушка знает дорогу из этого круга. Она говорит внучке: "Уходи из деревни, научись читать и писать, а когда научишься, то вернись в деревню и напиши на моем надгробном камне мое имя."
Науаль все сделала как просила ее бабушка. Деревня ощетинилась своим невежеством ей навстречу, когда та вернулась для того чтобы подписать надгробный камень. Все вышли ее встречать, смеялись и плевали на нее. Она исполнила обещание и ушла, уведя с собой из невежества и нищеты еще одного человека - девушка по имени Сауда настояла на том, чтобы к ней присоединиться.
Сюжет спектакля закручен, как стальная пружина, действие граничит с семейными катаклизмами мыльных опер, где есть отпетые негодяи, есть настоящие герои, обязательно теряются дети и многие не могут понять свои родственные связи... Потерянный ребенок, он же палач, он же мститель, он же брат, он же отец, он же сын. Каково?
И все же, несмотря на лихой замес, это не дешевая мелодрама, а очень стоящий спектакль, который показывает как любовь родниться с ненавистью, ненависть проходит и становится любовью; и это действо мастерски обличает насилие, всегда порождающее другое насилие. Спектакль показывает бесконечные круги ада, превращающие одних и тех же людей то в жертвы, то в палачей, а война путает следы, и, чтобы их распутать, необходимо собрать все осколки этого пазла, пережить катарсис, очиститься многолетним молчанием близким к индийской випассане и затем перед смертью сказать ни к кому не испытывая больше ненависти - "Нет ничего прекраснее, чем быть вместе".
Я уверена, что эти слова обращены ко всем людям на земле, потому что человечество - это единый ментальный организм и ненависть к кому бы то ни было ведет в первую очередь к саморазрушению.
Надо отметить, что первый раз побывала в этом замечательном театре и теперь надеюсь на продолжение:-)