Средний ум опирается на логику и знания, а гений - на интуицию.

Dec 15, 2013 23:18

Вдохновленная выступлением Дика Свааба на канале "Культура" в передаче "Белая студия", которую ведет несравненная Дарья Спиридонова, я решила приобрести его книгу "Мы - это наш мозг. От матки до Альцгеймера". Поскольку книга еще только ожидается в "Лабиринте" я начала читать книгу Сильвии Назар "Прекрасный разум: Жизнь гения математики и нобелевского лауреата Джона Нэша"

Все нижеприведенные цитаты из нее.

"Гении, - писал венгерский математик Пол Халмош, - подразделяются на два вида: первые похожи на всех нас - лучшие представители, а вторые наделены какой-то особой божьей искрой. Мы все умеем бегать, некоторые из нас могут даже пробежать милю менее чем за четыре минуты. Но ничто из того, что делает большинство из нас, не может сравниться с созданием большой фуги соль-минор И.-С.Баха". Гений Нэша был столь таинственным и непостижимым, это скорее что-то из области музыки или искусства, а не из области древнейшей из наук. При этом нельзя сказать, что его мозг просто работал быстрее, что он обладал какой-то феноменальной памятью или способностью сосредотачиваться. Вспышки его интуиции были из разряда иррациональных. Как и другие великие математики, которых отличало наличие интуиции - Георг Фридрих Бернхард Риман, Анри Пуанкаре, Сриниваса Рамануджан - Нэш тоже сначала видел итоговый результат, и только впоследствии вырабатывал систему доказательств. Но даже когда он пытался объяснить поразительный результат какого-либо из своих открытий, ход его мыслей и рассуждений для многих оставался загадкой. Дональд Ньюман, математик, в 50-х годах работавший вместе с Нэшем в Массачусетском технологическом институте, говорил о нем так: "Взбираясь на гору, мы все пытаемся искать путь к вершине где-то у себя под ногами. Джон Нэш обычно взбирался одновременно и на соседнюю гору, и уже оттуда прожектором освещал себе путь к вершине первой горы".
"Многие ученые и философы, в числе которых Рене Декарт, Людвиг Витгенштейн, Иммануил Кант, Торстейн Веблен, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, обладали похожими странностями и уединенной манерой поведения. Психиатры и биографы отмечают, что некоторая эмоциональная отстраненность может способствовать проявлению научного творчества, а частые перемены настроения часто связаны с особенностями художественного восприятия. В своей книге "Динамика созидания" британский психиатр Энтони Сторр утверждает, что те, кто "боится любви почти так же, как и ненависти" могут проявлять себя в творческой активности не только с целью получить эстетическое наслаждение или потренировать живой ум, но и с целью защиты от тревог и беспокойств, возникающих вследствие противоречий между собственной отчужденностью и человеческими отношениями. В том же духе высказывался и французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, охарактеризовавший гений как "великолепное изобретение в виде человека, который всегда будет искать выход из любой ситуации". Говоря о том, почему люди в процессе создания чего-то своего часто готовы терпеть страдания и мучения, даже в отсутствие серьезного вознаграждения, Сторр отмечает: "Некоторые творческие люди {…} с преимущественно шизоидным или депрессивным темпераментом {…} используют свои творческие способности как защитное средство. Если творчество позволяет им сохранить психологическую устойчивость, неудивительно, что они занимаются этим с таким рвением. Шизоидное состояние {...} характеризуется ощущением бесполезности и бессмысленности. Для большинства людей смысл жизни так или иначе заключается в общении с другими людьми. В случае с людьми, страдающими шизоидным расстройством личности, все совсем иначе. Творческая активность является для них возможностью самовыражения: {...} активность предполагает уединенность {...}, [а] способность к творчеству и результаты их творческой деятельности идут на благо общества".

великие люди, психика, человек, мозг

Previous post Next post
Up