Анатолий Кузнецов, «Бабий Яр»

May 28, 2020 16:44


Анатолий Кузнецов, «Бабий Яр», Издательство Corpus.
"Роман-документ". Так значится на обложке этой книги. Документ истории о нацистских расстрелах у Бабьего Яра в оккупированном Киеве... И история одной семьи - жителей Куренёвки, окраины тогдашнего Киева 30-х-40-х годов прошлого века, мальчика, его мамы и двух стариков, бабушки и дедушки.




Этот мальчик вырастет и станет писателем Анатолием Кузнецовым, его подростковые наброски разрастутся до большого документа, вобравшего в себя воспоминаний выживших. Например, сюда войдут свидетельства Дины Проничевой, спасшейся после первых расстрелов в Бабьем Яре 1941-го года, выбравшейся из-под горы трупов, из полузасыпанной ямы. Сюда войдут воспоминания нескольких выживших заключённых, которых немцы заставляли откапывать и сжигать трупы в Бабьем Яре в 1943 году, участников восстания.Только четверо из них согласились всё это описать для книги. Это книга о трёх годах из детства мальчика, о годах немецкой оккупации Киева, о событиях тому предшествовавших и последовавших. О подрыве ушедшими красноармейцами киевского Крещатика и Киево-Печерской лавры, о большевистском и нацистском режимах, как один сменялся другим, о геноциде на Украине 30-х годов из-за массового голода и о геноциде при немцах. О школьных друзьях, их родителях, о соседях, о попытках заработать хоть копейку на горбушку хлеба (о зачастую шулерских и рискованных приключениях под пулями), о зверствах нацистов и лагерях для военнопленных. О детстве, в котором навсегда останутся полуразложившиеся трупы, лежащие в огромном рву и кое-как присыпанные землёй: первый слой голых растрелянных евреев; второй слой пленных армейцев и попавших под горячую руку киевлян за три года оккупации; третий слой - в спешке перестрелянных заключëнных... Это книга полна детской наивности, ироничных и местами юмористичных событий из жизни стариков, их воспоминаний, о мудром и хитром коте Тите, который нюхом чуял опасность и появлялся вдруг ниоткуда, о многих простых людях, которые пытались выжить или пропадали. Когда книга вышла в журнале «Юность» в 1966 г., она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Никто до Кузнецова так не писал о Холокосте.

Это был наголову разбитый советской цензурой текст. Чуть другой вариант с допущениями вышел в изданиях на иностранных языках, а полностю авторский текст вышел уже посде получения автором полит.убежища в Англии в 1970 г. В данном издании курсивом и скобками указана вся трансформация текста, его путь к читателю. Также в книгу входит 200 страниц - избранные выступления автора на радио «Свобода», они дают увидеть картину полнее и глубже, познакомиться с тем, как сформировалось мировоззрение автора и его взгляды на произошедшее... История Бабьего Яра продолжилась в послевоенный период, когда место массового захоронения советские власти решили заполнить водой, как прорвалась дамба и илистая вода смела целый микрорайон в Киеве, отсавив множество жертв. Потом это место завалили землей (множество раз проседавшей, но упёртые власти добивались своего), провели шоссе и построили многоэтажки на месте массовых убийств, только додумались поставить где-то неприметный памятный камень с табличкой "жертвам фашизма" - больше для иностранных делегаций. В целом это переворачивающее душу и разум чтение, обширный сборник воспоминаний и "лирических" отступлений автора, где он делится своими эмоциями и мыслями по всему произошедшему. Определённо это надо читать и книгу эту советовать подростающему поколению. Чтобы помнили. Но вот учатся ли люди на уроках истории, на её трагедиях? Вопрос остаётся открытым.

📝Цитата:

«И я удивлённо посмотрел вокруг, и с мира окончательно упали завесы, пыльные и серые. Я увидел, что поклонник немцев дед мой - дурак. Что на свете нет ни ума, ни добра, ни здравого смысла - одно насилие. Кровь. Голод. Смерть. Что я живу и сижу со своими щётками под рундуком неизвестно зачем. Что нет ни малейшей надежды, или хоть какого-нибудь проблеска надежды на справедливость. Ждать неоткуда и не от кого, вокруг один сплошной Бабий Яр. Вот столкнулись две силы и молотят друг друга, как молот и наковальня, а людишки между ними, и выхода нет, и каждый хочет лишь жить, и хочет, чтобы его не били, и хочет жрать, и визжат, и пищат, и в ужасе друг другу в горло вцепляются, и я, сгусток жиденького киселя, сижу среди этого чёрного мира, зачем, почему, кто это сделал? Ждать-то ведь нечего! Зима. Ночь»

👉🏻Прочитал в рамках марафона #12_книжных_кирпичиков за май 2020.
#Холокост #история #БабийЯр #АнатолийКузнецов #чтение #книги #антониочитает #книжныйотзыв #отзывнакнигу #книжныйчервь #книгиэтосчастье #книжныйблог #мирдолжензнатьчтоячитаю #люблючитать #книжныйинстаграм #букстаграм #чтопочитать #чточитаешь #reading #books #writer #booklover #bookworm #bookblogger #bookstagram #instabook #bookish #holocaust #BabiYar⠀

слова, литература, #мирдолжензнатьчтоячитаю, #bookish, рецензия, прошлое, книги, #книгиэтосчастье, СССР, #booklover, #БабийЯр, #holocaust, #instabook, чтения, Германия, цитата, рецензии, память, #чтопочитать, #АнатолийКузнецов, #отзывнакнигу, #writer, #книжныйчервь, #чтение, круг жизни, писатель, #люблючитать, #книжныйотзыв, Киев, #букстаграм, #книги, история, холокост, ВОВ, #babiyar, судьба, #книжныйблог, #история, жизнь, человек, писатели, #books, #книжныйинстаграм, биография, #bookworm, цитаты, #Холокост, #антониочитает, книга, жизнь и смерть, #чточитаешь, чтение, #12_книжных_кирпичиков, #reading, #bookblogger, война, Украина, ужас, воспоминания, евреи, трагедия, текст, #bookstagram

Previous post Next post
Up