📚Маргарет Этвуд, «ОНА ЖЕ ГРЕЙС»
Alias Grace (1996), изд-во ЭКСМО, 2017. - 576 стр.
⭐4/5⭐
⠀
«Тюрьма нужна не только для того, чтобы запирать внутри заключённых, но и для того, чтобы не впускать туда всех остальных. Самую прочную свою тюрьму Грейс выстроила сама»
⠀
⠀
Канада середины 19 века, 16-летняя девушка-служанка из Ирландии Грейс Маркс обвиняется в соучастии в убийстве своего хозяина и его беременной любовницы-экономки. В принципе, это всё, что нужно знать о романе, потому что вы не найдёте здесь ясного ответа на вопросы, которые должны якобы раскрываться, это предлог вас притянуть за уши и покопаться вместе с автором в душах героев, в их внутреннем мире, понять природу человека, который может и убить в случае чего. Старушка Этвуд мастерски сумела создать почти аутентичное описанному времени художественное полотно, соткав его вместе со своей героиней Грейс, сидящей в углу комнатки и что-то шьющей, рассказывающей так обыденно и просто о своей судьбе заинтересованному доктору Саймону Джордану (и нам с вами).
⠀
Начинающий доктор Саймон здесь весьма примечательная фигура, его глазами мы узнаём часть рассказа служанки, прошедшей суд, смертный приговор (и замену его на пожизненное заключение), пребывание в тюрьме и потом помещение в лечебницу для душевнобольных, а затем вновь - в заключении, уже в роли прислуги в семье коменданта тюрьмы.
⠀
«Подумать - ещё не значит сделать. Если бы людей судили за мысли, то всех бы нас давно пора было повесить»
⠀
Этвуд приукрасила и добавила, конечно, достаточно авторского и художественного в эту историю, но она сумела достоверно показать эпоху, нравы, стилистически передать язык/образ мышления разных людей того времени. Вы видите историю и газами главной героини, и глазами окружающих, документальности добавляется с помощью различных переписок и отрывков из реальных документов, касающихся дела Грейс и второго обвинённого в убийстве - конюха Макдермотта. Затрагиваются актуальные вопросы того времени: колониальная политика и противостояние ей, новые методы лечения душевных болезней, проблема наказания и виновности/невинности, вопросы сновидений и только зарождающегося психоанализа, набравшего популярность спиритизма.
⠀
Эта книга задаёт больше вопросов, чем отвечает на них, и это, по-моему, сделано мастерски! Хотели бы читатели тут найти увлекательный детектив в стиле Агаты Кристи, хоррор в стиле Эдгара По, исторический любовный роман или ещё какой-то другой занимательный текст? Но его тут нет (хотя вполне мог бы быть!).
⠀
Автор сумела рассказать историю совсем ещё маленькой девочки-эмигрантки, потерявшей во время плавания через океан мать и оставшуюся с пьяницей-отцом и братиками-сестричками, показать нелёгкий путь взросления среди таких же служанок и горничных как она сама, рассказать историю настоящей дружбы, показать трагедию маленького человека в только зарождающемся гражданском обществе Нового Света (без феминизма тут, конечно, тоже не обошлось). Это переосмысление психики человека, готового убить в определённых обстоятельствах (привет Фёдору Михайловичу), это тема падшего человека (падшего ли?), но оставшегося внутри невинным (привет ему же), это очень женский взгляд на мир и на вещи, представленный в потоке сознания (привет Вирджинии Вулф). И в самом конце уже не так важно, что тут правда, а что вымысел, как же произошло шокирующее убийство в деталях, важен этот искренний рассказ, который продолжается даже после того, как его адресат сам сошёл со сцены романа.
⠀
«Люди говорят: «сошла с ума», будто безумие - это сторона света, как запад, например. Словно безумие - другой дом, в который как бы входишь, или совершенно чужая страна. Но когда сходишь с ума, никуда не деваешься, а остаешься на месте. Просто кто-то другой входит в тебя»
⠀
По-моему, это замечательный образчик психологической мелодрамы в виде потока сознания героев, перемежающихся документальными вставками. Да, мужчины здесь все козлы (практически все), а женщины здесь полны своих надежд, страхов и рефлексий (им реально сопереживаешь и веришь!), но такова история в пересказе Этвуд. Гендерная тема тут очень ярко передана в своём историческом контексте!
И язык тут просто великолепный! Браво переводчику Валерию Нугатову, это замечательная в своём роде работа, где с помощью русских соответствий передан язык главной героини!
⠀
⭐4 из 5⭐ я ставлю всё же за несколько затянутый сюжет, мне было тяжело добраться до 200-ой страницы, но зато потом эти усилия были вознаграждены. И ещё сама главная героиня всё же мне показалась несколько искусственной (несмотря на прекрасный ход с появлением её альтер-эго на сцене романа).
В целом, я доволен чтением и советую ознакомиться с этим романом, ставшим у меня третьим в списке прочитанных книг Маргарет Этвуд. Обязательно посмотрю мини-сериал, снятый недавно по роману.
⠀
Несколько цитат напоследок:
✓«На рассвете кажется, будто вся жизнь начинается сызнова»
✓«Мэри сказала, что некоторые называют это Евиным проклятием, но сама она считает, что глупо так говорить, ведь настоящее Евино проклятье - терпеть бестолкового Адама, который, чуть что, все сваливает на Еву»
✓«Одиночество для женщины - что голод для собаки»
✓«Люди, которые сами попадали в неприятности, сразу замечают их у других»
✓«Вероятно, когда уже нельзя потерять доброе имя, появляется определенная свобода»
⠀
⠀
⠀
#маргаретэтвуд #онажегрейс #чточитаешь #антониочитает #отзывнакнигу #книжныйотзыв #книжныйинстаграм #мирдолжензнатьчтоячитаю #чтопочитать #книги #литература #женщины #психология #книжныйчервь #книжныйблог #AliasGrace #MargaretAtwood #reading #books #instabook #bookstagram #booklover #bookworm #women #life #literature #writer #photo #picture #flowers