Что же это за феномен такой - "свобода"? И без неё нельзя, и с нею тоже справиться непросто.
'Свобода от' или 'свобода для'? Свобода как ценность целой нации, которой манипулируют политики, экологи, бизнесмены...
Свобода как личный выбор, после которого приходится страдать... Свобода и ответственность, личные потребности и внешние вызовы...
Такой клубок психологически глубоких и непростых вопросов/проблем сворачивается на страницах романа Джонатана Франзена "Свобода", что читателю нужно проявить внимание и любопытство, чтобы проследить за нитью каждого героя, его трансформацией и поиском своей собственной "свободы"...
Джонатан Франзен, «Свобода», М: АСТ: CORPUS, 2017. - 673 с.
Моя оценка: 4,5/5
Роман впервые издан в 2011 г. Охватывает исторический отрезок до/после трагедии 11 сентября 2001 г., вторжение в Ирак... - и до экономического кризиса 2008 г.
Как всегда у Франзена представлен целый срез общества на примере семьи среднего/выше среднего уровня с сопутствующими героями (в том числе - маргинальным музыкантом). Герои многогранны и искусно прописаны, за это я и люблю автора. Жизнь Патти и её мужа Уолтера становится главной канвой повествования, их юность, Америка 80-х годов и совсем другая в 2000-е, кризис среднего возраста, жизнь их детей (больше уделено внимания сыну Джоуи), поиск своего места в совсем другом мире, противоречивость внутреннего и внешнего, личного и общественного... В этом романе, как в фундаментальных романах русской классики, вы погрузитесь в плотные слои человеческих судеб и трагедий, устремлений победить и - неминуемо проиграть.
*
'Отцы и дети', 'горе от ума', 'преступление и наказание', 'что делать?', 'война и мир'... - роман поворачивается к вам различными гранями, пробуждая подумать о неизменно человеческом. Недаром в один из поворотных моментов в жизни главной героини она взахлёб прочитывает "Войну и мир" Льва Толстого за уикенд. Этот многословный своими диалогами и пронизанный исповедью главных героев текст отзывается во мне как читателе доверием и сочувствием. Воистину, монолит "Классического семейного романа" вновь становится главным посреди многочисленных разрозненных и раздробленных текстов в современной литературе!
*
Каждый в этом многоплановом романе находит свою дверь на пути к свободе: правда, эта "свобода" зачастую становится иллюзией, в которую они верили или которой ожидали. И путём разочарований, боли и потерь они обретают то понимание себя в этом мире, которое идентично их сути, их собственному внутреннему "я".
*
Большое внимание уделено тому историческому бэкграунду, в котором живут герои. Это время разочарований в "демократии", которую американцы несут на крыльях военной техники в другие страны, время отрезвления, время переосмысления себя в глобальном мире (11 сентября, борьба с терроризмом, вторжение в Ирак, время Буша младшего, финансовые махинации на оккупированных территориях...), а также обычная жизнь американцев в провинции и в центрах (Вашингтон и Нью-Йорк). Это очень американский роман, в котором показаны острые углы современного общества. В то же время, эта семейная сага затрагивает множество вопросов/проблем межличностных и семейных взаимоотношений, проблем двух поколений: отцов и детей. Без секса, конечно, тут тоже не обошлось, ему уделено, как обычно у Франзена, достаточно внимания. И я бы не сказал, что автор где-то 'перегнул палку', всё в меру и художественно.
*
Третья мной прочитанная книга после романов «Поправки» и «Безгрешность». Глубокая и интимная, политически хлёсткая, где-то местами обличительная, о цинизме корпораций и искренней приверженности своим взглядам, о безумной любви и страсти, о поиске себя, о дружбе и преданности... Она о человеке со всем его багажом опыта, с его противоречиями, которые уходят корнями в генетику отцов-дедов-предков, об американцах, которые пришли на эти земли Нового Света и захотели построить "свободное общество", о том, что из этого получается в начале XXI века...
По-моему, создать такой роман под силу только действительно уже состоявшемуся и психологически тонко чувствующему современные проблемы писателю, каковым по праву и является Джонатан Франзен, сегодняшний 'американский Толстой'. Я нисколько не разочарован.
*
👉Я ставлю оценку роману "Свобода" 4,5/5👈
Не потому, что я нахожу его в чём-то слабее, отнюдь. Роман хорош и прекрасен. Просто в чём-то я не понимал этих политических и идеологических противосстояний (или они мне просто не близки?), также несколько наивно смотрелись идеи Уолтера, хотя и понятны мне лично. Ещё в некоторых местах роман, по-моему, излишне растянут.
В любом случае, Франзен выступил здесь как яркий мастер слова, умелый ходожник, антиглобалист и критик современного американского общества.
*
Дополню свой отзыв цитатами из книги:
🌼«Три дня спустя его вечная борьба с отцом закончилась смертью последнего (Умереть - это наивысшая форма поражения, которую может испытать отец)»
🌼«Но постепенно бокал-другой превратился в шесть, семь, восемь бокалов, и всё изменилось. <...> Это был не алкоголизм, а самозащита»
🌼«Она жалела себя за то, что была настолько свободна»
🌼«Было абсолютно естественно чувствовать, что всё плохо, и знать, что будет ещё хуже, - так они справлялись со своей неудавшейся жизнью»
🌼«Невозможно уже просто сесть и нормально поговорить - вокруг сплошной дешёвый мусор и дерьмовое развитие. Всё настоящее, подлинное, честное отмирает. С интеллектуальной и культурной точки зрения мы скачем по миру как бильярдные шары, возбуждаемые ближайшими случайными раздражителями»
🌼«Почти все мировые проблемы можно было бы решить или облегчить, если бы в мире было меньше людей»
🌼«Невозможно ожидать искренней любви, не отплатив тем же. Просто быть хорошим недостаточно»
🌼«Отвращение к самому себе - одно из простейших определений депрессии»
🌼«Какая жалость, что умственный труд не довел его до добра. Уолтер так хорошо работал, но ему зачем-то понадобилось все это осмыслить»
🌼«Он стал очередным участником американского эксперимента - эксперимента, который с точки зрения статистики не удался с самого начала, потому что переполненный Старый Свет в поисках новых земель покидали отнюдь не самые дружелюбные люди, а личности, не способные ужиться с окружающими»
🌼«Уолтер никогда не любил кошек. Они казались ему социопатами животного мира, необходимым злом, тварями, которых сначала приручили, чтобы контролировать численность грызунов, а затем принялись обожествлять, точь-в-точь как в некоторых неблагополучных странах поклоняются военным, салютуя убийцам в форме. Точно так же владельцы кошек гладят мягкий мех своих питомцев и прощают им царапины и укусы. Он видел в кошках лишь самодовольство, равнодушие и эгоизм; достаточно подразнить кошку игрушечным мышонком, чтобы понять, каковы ее истинные стремления»
🌼«Быть человеком ещё не значит жить»
Эта запись в сообществе
chto_chitat находится
здесь по ссылке