Интересная статья на ночь. И есть о чём подумать...
* * *
Неверие - это тоже вера: ключевой аргумент христиан в борьбе за религиозные права
Март 2005 года. Пикет перед зданием Верховного суда США в поддержку отделения церкви от государства. Суд заслушивал два дела, касающиеся вопроса, могут ли монументы с десятью заповедями устанавливаться на территории государственных учреждений.
Христианским консерваторам, сражающимся за право продвигать свою веру в публичной или официальной сфере, кажется, что они ведут борьбу с конкурирующей религией. И этот конкурент - не ислам. Это секуляризм (от лат. saeculris, то есть светский, мирской - прим. перев.).
"Секуляризм и христианство - это чётко оформившиеся, неизменные религиозные системы," - пишет
Дэвид Лэйн, основатель проекта
"Американское обновление", организации, выступающей за большее участие консервативных пасторов в политике. - "Согласно секулярным взглядам человек, добр по своей сути, в то время как христианство в ходе истории придерживалось пессимистических взглядов на человеческую природу".
Позиция, согласно которой секуляризм приравнивают к религии, осмеивается многими неверующими, но у Лэйна и других христианских консерваторов есть свой герой, который отстаивал их взгляды в Верховном суде. Это ныне покойный судья Поттер Стюарт, который входил в состав Суда с 1958 г. по 1981 г.
Судья Поттер Стюат, член Верховного суда с 1958 по 1981 гг. Стюарт был единственным, кто в 1963 г. проголосовал против судебного решения, запрещавшего чтение Библии в государственных школах.
В 1963 году в рамках дела
"Отдел школьного образования г. Эбингтон против Шемпа" Верховный суд постановил запретить чтение Библии в муниципальных школах. Стюарт был единственным, кто проголосовал против этого решения, заявив, что из-за запрещения подобных религиозных практик религия оказывалась в "невыгодном положении, искусственно созданном государством". По мнению Стюарта такой запрет "стоит рассматривать не как проявление нейтралитета государства в вопросах веры, а как зарождение религии секуляризма".
Определение секуляризма и его отношение к государству
С тех самых пор такой взгляд на секуляризм как на религию является ключевым аргументом консерваторов против строгого отделения церкви от государства. Согласно такой трактовке, когда власти запрещают молитвы, чтения Библии или рождественские инсталляции на территории госучреждений или в официальной обстановке, государство тем самым не демонстрирует отсутствие благоприятствования религии, а несправедливо благоволит одной религиозной традиции в ущерб другой.
В 1984 г.
президент Рональд Рейган процитировал Стюарта, выступая за конституционную поправку, разрешающую молитвы в школах.
В обычном понимании секулярное мировоззрение лишено религиозной базы, поэтому заявление Стюарта представляется спорным даже некоторым верующим.
"Секуляризм - это видение взаимоотношений церкви и государства", - говорит Барри Линн, христанский священник и координатор "Американского движения за отделение церкви от государства". - "Если кто-то говорит, что церковь не должна влезать в управление государством, а государство не должно влезать в религию, то он в моём понимании и является секуляристом. При этом сам он может исповедовать либо не исповедовать ту или иную веру".
Тем не менее, некоторые авторы утверждают, что отдельные сторонники секуляризма действительно придерживаются их собственной системы верований. Так Роберт Джордж, профессор правоведения в Принстонском университете и католический интеллектуал, говорит: "Я думаю, не вызывает сомнения тот факт, что существуют такие формы секуляризма, включая те, что распространены в университетах и среди элиты, которые выступают как мировоззренческие системы, играя в жизни их носителей ту же роль, которую религия играет в жизни обычных верующих".
Рассел Мур, глава комиссии по вопросам этики и религиозных свобод при Южном баптистском союзе, заходит в своих рассуждениях ещё дальше: "В некоторых жёстких формах секуляризма мы имеем дело с неким навязываемым моральным кодексом, за отступление от которого часто предусмотрено наказание. Он выступает как религия в том плане, что он требует следования догматам и борьбы с еретиками".
Недавние опросы исследовательского центра "Pew" показывают, что
светские взгляды усиливаются в США, где всё меньше людей заявляют, что они ежедневно молятся или регулярно ходят в церковь.
Но можно ли секуляризм считать религией?
Расшифровка понятия "секулярный"
"Нет, нельзя", - говорит Фил Цукерман, профессор социологии в Питцер-колледж, г. Клермонт (Калифорния). Он специализируется на изучении "нерелигиозности".
"По моему мнению, суть религии - это вера в сверхъестественное", говорит он. "Поэтому учёный, наблюдающий за вселенной и пытающийся познать её, разбираясь в фактах, физических свойствах, материальной реальности, не занимается религией. А человек, который, наблюдая за вселенной, думает, что за всем этим стоит некая божественная сущность, религиозен".
Фил Цукерман выступает перед студентами в Питцер-колледж, г. Клермонт (Калифорния). Он специализируется на изучении "нерелигиозности".
В своём колледже Цукерман разработал учебную программу по изучению секуляризма, первую в стране программу такого рода.
"Нужно расшифровать, что значит быть секуляристом," говорит Цукерман своим студентам на занятии по социологии секуляризма. "Здесь мы имеем дело с большим разнообразием, секуляристы бывают разными".
Один из студентов Цукермана, Чанс Кавар, рассказал в беседе, что его "нерелигиозность" была отчасти сформирована под влиянием негативного опыта, полученного им в отряде бойскаутов, спонсируемом одним из католических приходов Сан-Диего. По словам Кавара он в подростковом возрасте осознал, что является геем.
"Многие меня обзывали и издевались надо мной, а затем меня просто вышвырнули из организации", рассказывает он. "То, что религиозная община отвергла меня из-за моей сексуальной ориентации, стало для меня серьёзной травмой. Это в значительной мере отвратило меня от религии".
Найти признание у неверующих
Однако, не все студенты Цукермана настроены антирелигиозно. Эйприл Форрест, 30-летняя мать-одиночка, которая заканчивает обучение в колледже, отмечает в ходе дискуссии, что вопреки расхожему стереотипу не все христианские церкви склонны к осуждению.
"Есть такие церкви, где люди думают о любви, а также о том, как сделать мир лучше", - говорит она. - "И о том, как стать больше похожим на Бога. В том смысле, что нужно постараться быть как можно более добрым".
В письменной работе, которую она написала для Цукермана, Форрест настаивает, что Бога не следует винить за то зло, которое творится в мире.
"Я верю в любящего Бога", - пишет она. - "Я знаю, что жизнь далека от идеала. Я видела, как моя мать боролась с наркозависимостью и депрессией. Я помню, как мой отец то и дело попадал за решётку, едва выйдя на свободу. … Я видела, как мой дядя умирал от СПИДа. … В 23 года у меня диагностировали мышечную дистрофию. Выполнение самых простых повседневных действий даётся мне с большим трудом. Но я продолжаю верить".
В личной записке Цукерману, которую она приложила к своей работе, она написала: "Не сомневаюсь, что Вам есть что возразить на это. По правде говоря, мне немного тревожно".
Как Эйприл призналась в интервью, она боится, что Цукерман и её одногруппники в колледже будут хуже относиться к ней в силу её религиозных взглядов.
"Думаю, у меня были некоторые опасения насчёт того, каково мне будет здесь, в светской культурной среде", говорит она. "Я понимаю, что я со своей верой в Бога немного отличаюсь от других".
Но Форрест увидела, что Цукерман с уважением относится к её взглядам. Он говорит, что понимает, почему многим верующим может показаться, что им нет места в секулярной среде.
"У меня была студентка-мормонка, которая расплакалась у меня в кабинете, жалуясь на испытываемое ей чувство отчуждённости, ей казалось, что над ней насмехаются, критикуют и осуждают", говорит Цукерман. "Вполне объяснимо, что в таких анклавах подлинного секуляризма, как Питцер-колледж и Беркли, если вы верующий, вам так или иначе будет казаться, будто вы держите оборону. И это, несомненно, является проблемой".
Секуляризм не доминирует в культуре
Именно из-за таких культурных конфликтов некоторые консерваторы выступают с заявлениями о якобы распространяющейся "антихристианской нетерпимости" в Америке. Кандидат в президенты от Республиканской партии Бен Карсон сказал в своём недавнем выступлении что "прогрессивные секуляристы" пытаются
"изгнать Бога из нашей жизни".
Но Цукерман, автор книги
"Жизнь в секулярном обществе: новые ответы на старые вопросы", решительно выступает против таких обобщений.
"Мои исследования показывают, что в некоторых регионах неверующие вовсе не доминируют на культурном ландшафте", говорит он. "Если человек не ходит в церковь, окружающие относятся к нему с подозрением. На матчах Детской бейсбольной лиги читают молитвы. Многие нерелигиозные родители в "библейском поясе" (территория на Юге и Среднем Западе США с преобладанием приверженцев протестантского фундаментализма - прим. перев.) признавались в беседах со мной, что их детей дразнят в школе и говорят им, что они попадут в ад".
У Цукермана есть конкретные данные в поддержку тезиса о том, что секуляристы не являются популярной социальной группой. Так, в 2014 году исследовательский центр "Pew" провёл опрос, в котором людей попросили расположить 23 возможные характеристики президента страны в порядке их приемлемости.
Пункт "атеист" оказался на самой нижней позиции в этом рейтинге.
Количество респондентов, не готовых поддержать атеиста на президентских выборах, снизилось на 8 пунктов с 2007 года, но атеизм всё равно остался самой непривлекательной характеристикой для кандидата, ещё менее приемлемой, чем употребление марихуаны, внебрачные связи или гомосексуальность.
Источник Материал перевёл
Вячеслав Чех