Повторно напишу о книге, прочитанной мной ещё в 2012 году в США. Советую книги социолога и сексолога И.С. Кона.
Помню, как заинтересовался этой книгой в интернете, но не мог найти в бумажном варианте.
И одна незнакомая девушка из Луганска взала и просто прислала мне её в подарок.
Как же было приятно!
********
«ЛУННЫЙ СВЕТ НА ЗАРЕ. Лики и маски однополой любви». - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство ACT", 1998. - 496 с.
********
Это первое в таком роде исследование на наших постсоветских пространствах. Вначале - светлая память автору - профессору, сексологу, социологу Игорю Семеновичу Кону. Вся эта шумиха вокруг гомофобных законов в России указывают (увы) на нашу пока ограниченность и отсталость как общества и государства в общем цивилизационном процессе. Гнобить, строить границы ("мы-они"), присваивать стигмы, искать "врагов", "козла отпущения", бросать в застенки по "этическим соображениям" и на основании церковных догматов - ВОТ ЭТО МЫ МОЖЕМ! Всем покажет Россия, какая она "великая" в своей безграмотности, забитости и закоснелости, "да, скифы мы", прав был наш гениальный поэт...
Книга написана очень доступно, популярным языком, хотя и не без научных социологических выкладок, выводов известных психологических школ и исследований по гендерным вопросам и, в частности, жизни ЛГБТ-сообществ в разных странах мира, в том числе - в СССР и России сегодня.
Игорь Семенович много книг написал по различным вопросам/проблемам пола, социологии, психологии... Но именно эту книгу из целого ряда хочется выделить не только как первую ласточку исследований на русском языке (а работа была проделана огромная, перелопачено масса материалов в западных библиотеках, особенно хочется отметить Общество Университета Южной Калифорнии и Институт ONE / Международный геевский и лесбиянский архив). Книга написана в духе здравого и не предвзятого отношения к полемическим вопросам на перекрестке научного знания и реальностей жизни. Здесь будут и лингвистические сравнения терминов, употребляющихся в отношении геев в разных языках, и исторический анализ психологической литературы и биографий известных исследователей по данной теме, их научных и личных изысканий. Особенно хочу отметить обзор жизни и творчества известных геев и лесбиянок в мире искусства - в кино, музыке, балете, живописи, литературе.... (читается очень интересно!).
"Изменение юридического статуса гомосексуалов тесно связано с преодолением враждебности к ним в общественном сознании. Термин "гомофобия", как обычно называют этот социально-психологический феномен, неудачен вследствие своей "психиатричности". Он подразумевает, что иррациональный страх и ненависть к однополой любви и ее носителям коренятся, как любая фобия, в индивидуальной психопатологии - подавленных собственных сексуальных импульсах, гипертрофированной враждебности и недоверии к окружающим людям, склонности реагировать на стрессовые ситуации преимущественно с помощью защитных механизмов и т.д. Все эти процессы, или говоря на фрейдистском языке, "комплексы", несомненно, реальны, но совсем не обязательны. Чтобы презирать или ненавидеть гомосексуалов, не обязательно быть невротиком или психотиком. Враждебность к гомосексуалам, как и другие подобные идеологические системы (антисемитизм, ксенофобия, расизм, сексизм), коренится не столько в индивидуальной, сколько в общественной психологии. В специальной литературе термин "гомофобия" сейчас заменяется термином "гетеросексизм", который американский социальный психолог Грегори М. Херек определяет как "идеологическую систему, которая отрицает, принижает и стигматизирует любые не-гетеросексуальные формы поведения, идентичности, отношения или общины".
Предлагается и более "мягкий" термин - "гетероцентризм" (по аналогии с европоцентризмом), который не принижает альтернативных форм сексуальности, но рассматривает их как периферийные вариации или девиации от подразумеваемой гетеросексуальной "нормы". Уровень гетеросексизма зависит от целого ряда факторов.
1) От общего уровня социальной и культурной терпимости. Авторитаризм и нетерпимость к различиям несовместимы с сексуальным, как и всяким другим, плюрализмом. С точки зрения тоталитарного сознания инаколюбящий опасен прежде всего тем, что он - диссидент. Общество, которое пытается унифицировать ширину брюк и длину волос, не может быть сексуально терпимым.
2) От уровня сексуальной тревожности. Чем более антисексуальна культура, тем больше в ней сексуальных табу и страхов. А если человек не может принять свою собственную сексуальность, наивно ждать от него терпимости к другим.
3) От уровня сексизма, гендерного и полового шовинизма. Главная социально-историческая функция гетеросексизма - поддержание незыблемости гендерной стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве. В свете этой идеологии независимая женщина - такое же извращение, как однополая любовь. Кроме того, культ агрессивной маскулинности помогает поддерживать иерархические отношения в самом мужском сообществе. Всячески культивируемая ненависть к "гомикам" - средство поддержания групповой мужской солидарности, особенно у подростков.
4) От характера традиционной идеологии, особенно религии и ее отношение к сексуальности.
5) От общего уровня образованности и сексуальной культуры общества. Хотя образованность сама по себе не избавляет людей от предрассудков и предубеждений, при прочих равных условиях она облегчает их преодоление.
6) От ситуативных социально-политических факторов. Как и прочие социальные страхи и формы групповой ненависти, гетеросексизм усиливается в моменты социальных кризисов, когда кому-то нужен видимый враг или "козел отпущения" и легко создать атмосферу моральной паники".