Антология новой детской литературы: от 12 до 15 лет (часть III)

Aug 30, 2015 10:46

Предыдущие две записи по этой тематике находится здесь:
Антология новой детской литературы: от 15 до 18 лет (часть I)

и здесь:
Антология новой детской литературы: от 15 до 18 лет (часть II)

Окончание обзора недетской литератыры:

Как говорить с подростками о любви и (о ужас!) о своем первом сексуальном опыте? Когда начинать разговор о наркотиках с детьми из «приличных семей»? Что делать с влюбленностью школьницы в учителя? И как вернуться к жизни после того, как окружающие уже почти махнули на тебя рукой? «Лента.ру» публикует новый обзор книг для подростков. Все части антологии собраны здесь.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «52-е февраля» (изд-во «Время»)



Все произошло примерно как в том старом анекдоте:

- Ты уже развелась с этим с занудой?

- Нет, у нас сломался телевизор, и мы проговорили весь вечер. Оказалось, мой муж - очень интересный человек.

В городе происходит климатическая катастрофа: выпала месячная норма осадков, здания и транспорт завалены снегом. Люди оказались заперты там, где их застигла непогода. 14-летний подросток застрял с отцом в офисе. На другом конце города в таком же положении - дочь и мать. Говорить не о чем, потому что привычным набором «Как дела? Что в школе? Есть хочешь?» тут не обойтись. И тогда взрослые находят единственный верный выход: начинают рассказывать своим взрослеющим детям о своей первой подростковой любви, о сексуальном опыте. Ничего не утаивая, как другу или подруге. И вдруг оказывается, что эта открытость вовсе не роняет родителей с их взрослого пьедестала. Скорее наоборот. Делает их в глазах детей опытнее, мудрее и человечнее. И склеивает детско-родительскую связь, которая была готова вот-вот порваться.



Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Охота на василиска» (изд-во «Время»)



«Как все родители, мы наивно считали, что наркотики - это где-то далеко, их употребляют дети из подворотен и семей алкоголиков, а моего прекрасного ребеночка это не коснется никогда, - объясняет Евгения Пастернак. - А потом после родительского собрания я спросила у своей дочери-десятиклассницы, знает ли она, что такое спайсы. Она ответила: "Конечно, знаю, я даже могу тебе рассказать, кто у нас их продает". И вот тут мне стало страшно». Повесть и должна была называться «Спайсы», если бы только книготорговцы не испугались этого слова. Потому что она о подростковых наркотиках. Не о наркоманах, сидящих на игле, а об обычных школьниках, которым интересно попробовать. И о том, как дети вдруг начинают умирать. С похорон девочки (еще раз: обычной девочки из обычной семьи) книга и начинается. Именно обыденностью опасности история и пугает: учителя равнодушны, «дилеры» сидят за соседней партой. Все по-детски невинно и все по-взрослому серьезно, включая смерть. Во время работы над книгой авторы консультировались с психологами и наркологами. «На двух наших книгах "52 февраля" о подростковом сексе и "Охота на Василиска" о спайсах мы, находясь в здравом уме и твердой памяти, поставили маркировку 12+, хотя, как нам объяснили профессионалы, с точки зрения психологии говорить о наркотиках нужно начинать с 6 лет, - рассказывает Андрей Жвалевский. - Это не гарантирует полной защиты от наркомании, но может стать хорошей прививкой».

Луис Сашар «Я не верю в монстров» (изд-во «Розовый жираф»)



Ребенок-изгой есть почти в каждом классе. С ним никто не хочет дружить. Он плохо учится. Он всегда один и сам по себе. Он - чудовище. Ну, или монстр. Брэдли - герой повести Луиса Сашара - как раз такой. Так продолжается до пятого класса, пока в школу не приходит работать новый психолог, которая не верит в монстров. И не верит в асоциальных детей. Она-то и вытаскивает мальчика из его ментальной ловушки. Книга «Я не верю в монстров» была впервые опубликована в 1987 году и сразу же получила премию «Выбор родителей». И это неслучайно. Родителям повесть будет не менее полезна, чем их подрастающим сыновьям и дочерям.

Катарина Киери «Совсем не Аполлон» (изд-во «КомпасГид»)



Взросление происходит у всех по-разному. Кто-то в 12 уже рассуждает как родители, а кто-то и в 15 в душе все еще ребенок. Лаура - из последних. Ей не интересно обсуждать парней, и она до сих пор любит их с подругой субботние «конфетные посиделки». Но вот в школу приходит новый учитель математики, и все меняется. Многие студентки влюбляются в своих преподавателей. Иногда в результате этой любви появляются семьи. Но что делать, когда это произошло в школе? Когда влюбленной всего 15, а предмет ее воздыханий - взрослый мужчина? И да - он совсем не Аполлон. Известный шведский писатель Катарина Киери, автор десятка книг для детей и подростков, называет себя «скептически настроенным романтиком». Вероятно, именно такой взгляд на мир позволил ей разрешить коллизию почти бескровно, объяснив и героине, и читателям, что любовь - это в любом случае дар, который стоит ценить.

Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи» (изд-во Clever)



До 1955 года - изобретения вакцины от полиомиелита, а точнее даже до 1957-го, когда ее начали активно применять, детский спинномозговой паралич был такой же реальностью, как ветрянка или корь. Эпидемию полиомиелита в США второй половины 1940-х описал Филип Рот в романе «Немезида». Но задолго до него книгу для детей на схожую тему выпустил Алан Маршалл. Маршалл родился в Австралии в 1902-м. Единственный сын объездчика лошадей, гордость и надежда отца. Когда мальчику было 6 лет, он заболел детским параличом и оказался обездвижен. Никакой больше ловли кроликов, катания на пони, салок и прыжков. Взрослые грустно качают головами, а мальчик воспринимает свое положение как временное. Не может же такого быть, чтобы он не смог прыгать через лужи. И он, конечно, сможет. Не так как раньше, но сможет. «Я умею прыгать через лужи» - первая часть автобиографической трилогии Маршалла. Но она не столько о болезни, сколько о мире, открывающемся взрослеющему мальчику. О том, кто сильнее - Бог или родители? Почему помощь одного человека хочется принять, а другого нет? И как сделать так, чтобы все, кого ты любишь, умерли не раньше, чем ты повзрослеешь? Ведь мужчины не плачут.

Роб Буйе «Все из-за мистера Террапта» (изд-во «Розовый жираф»)



Взрослые говорят: «подростки не любят…», «подростки не хотят…», «подростки не слышат…» А кто такие - подростки? Они такие же разные, как люди других возрастов. Например, такие, как герои повести американского писателя и педагога Роба Буйе «Все из-за мистера Террапта». В классе, где преподает мистер Террапт, учатся: отличник и зануда Люк и взрывной хулиган и весельчак Питер; красавица и манипулятор Алексия и тихая, «забитая» Анна; нерешительная Даниэль и одинокая Джессика; наконец, Джеффри, которого трясет от всего, что связано со школой. Все они - условные «подростки». Каждый видит мир и рассказывает о нем по-своему. Задача учителя всех их объединить, а Роба Буйе показать, какие они уникальные и друг на друга непохожие. И он отлично с ней справился.

Автор: Наталья Кочеткова,
Статья «Секс, наркотики, полиомиелит» на lenta.ru

психика, слова, литература, саморазвитие, подростки, рецензия, тексты, общество, статья, книги, страх, чтения, репост, радость, семья, рецензии, статьи, надежда, культура, общение, круг жизни, пробуждение, любовь, осознание, перепост, отцы и дети, вера, подсознание, жизнь, человек, чудо, отношения, психология, детство, что дальше?, дети, обсуждение, книга, жизнь и смерть, страдания, вопрос, чтение, чувства, самосознание, образование, трагедия, диалог, текст, преодоление

Previous post Next post
Up