Посмотрел вчера-сегодня
этот фильм, потому что все фильмы
Андрея Звягинцева смотрю внимательно и вдумчиво. Что-то есть кафкианское во всех его фильмах, что-то очень безысходное...
Огромное животное, которое ассоциируется с Россией, в фильме Звягинцева предстает извечной доисторической библейской рептилией, которую тоже создал Господь Бог... (помните беседу Коли и батюшки возле магазина "Продукты"?).
Я бы сказал, это некий художетвенный взгляд на извечную проблему существования зла на Земле. Не даром есть оперирование к Богу, к проблеме бытия Божия в целом и человека как его творения. Фильм многие стали воспринимать именно как картину о России, о "путинской России" сегодня, но это мне показалось примитивным, неумением смотреть и всматриваться в картины таких режиссёров как Звягинцев.
Как известно, вторая версия сценария, получившая название "Левиафан", объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Я ранее уже заметил в одном обсуждении на Фэйсбуке:
"Звягинцев прекрасный режиссёр, я не пропускаю ни одной его картины. Если бы вы, уважаемые критики, понимали и принимали чужое мнение, вы бы не злопыхали так рьяно... Фёдор Михайлович Достоевский, если помните, тоже не особо живописал всероссийские прелести, но однако же был и остался гениальным русским и европейским писателем... Чувствую, что во многих агрессивно настроенных напрочь отсутсвет художественное чутьё"
Фильм получил премию "Золотой глобус" за 2014 год как лучший иностранный фильм.
Конечно, можно поверхностно смотреть на фабулу и принижать значение этой ленты, видя только негатив, мрачную забитую бытовуху и чернуху современной России со всеми вытекающии... Но хочется, чтобы зритель думал, просматривая эту кинокартину - о себе, о мире, о вечных ценностях... о добре и зле... О Боге, наконец!
Фильм А. Звягинцева номинирован на премию "Оскар". Думаю, ему дадут.