Папа Римский Иоанн Павел II и моё знакомство с ним (окончание)

May 04, 2014 10:15


Начало истории здесь, кто не читал ранее...

Итак, Папа Римский является верховным Понтификом, то есть Жрецом (с латыни) в Церкви. Католики очень трепетно относятся как к Святому Отцу, так и к Церкви. В Польше меня спрашивали: "Ты католик или атеист?", то есть варианта третьего, четвертого... не может быть и в помине (я отвечал, что я по крайней мере христианин, хотя сейчас я в этом уже сомневаюсь). А раз папа Жрец, то и строятся по всему миру Санктуарии, то есть Святилища (Базилики), посвященные обычно тем или иным святым, а также особым священным событиям в Церковной истории (это вспоминая о Санктуарии Божьего Милосердия, который построили в Кракове и который освятил Иоанн Павел II в свой уже последний приезд в Польшу). Католики особо относятся к Мессе, святой Литургии, во время которой происходит обряд Преосуществления - буквального превращения хлеба (хостии) и вина в Тело и Кровь Христовы. Я побывал во многих храмах и на многих мессах, как под открытым небом, так и в старинных средневековых костелах (а также в современных несколько поражающих полётом архитектурной фантазии церквах), и меня очень удивляло благоговение и в то же время свобода, которые присутствуют у католиков. Были такие молодежные собрания, на которых мы буквально танцевали. Это надо было видеть - в алтарной части водит хоровод священник с несколькими руководителями паломничества, а мы стоим рядками и тоже двигаемся вправо и влево. Католики очень чувствительны к веяниям времен, к культурным изменениям. Благодаря Второму Ватиканскому Собору, начиная с 70-х годов прошлого века Церковь на Западе сильно стала меняться, стала ближе к человеку. Поэтому в день канонизации папы Иоанна Павла Второго был канонизирован не менее знаменитый Понтифик - Иоанн XXIII - Папа, созвавший тот Самый революционный Собор в Ватикане. Но вернёмся к истории.

Я приближался вместе с толпами людей к полям, которые ранее были оборудованы для массовой мессы с участием Папы. Люди там уже в 9 утра были практически собраны, каждый в своём секторе хотел поудобнее расположиться. Вот нашел фото, правда не очень по качеству. Вдали видно белое возвышение - там располагался алтарь, Понтифик и все священники, епископы и президенты (помню, что был президент Польши Квасьневский и, кажется, президент Венгрии и ещё несколько высоких особ).


Я находился в дальнем секторе по правую сторону от алтарной части. С двух сторон от этого возвышения были два огроменных экрана, вещавших всё происходящее. С 9 до 10 мы ожидали. Многие верующие занимали места ещё накануне вечером, спали прямо здесь. Очень многочисленный оркестр и хор находились на помосте и спикер "разогревал" публику разными репликами. Очень похоже было на кричалки футбольных фанатов, как мне кажется, но все они были, конечно, о Папе, ведь именно он много лет был епископом Кракова, это его город, его паства, и казалось, что весь мир представлен здесь. Население Кракова увеличилось более чем в 2 (!) раза из-за паломников. Потом стало известно, что по, сведениям полиции Кракова, на мессу с Папой собралось более 2-х миллионов человек! Если учесть, что все близлежащие холмы были тоже заполнены народом, то и эти цифры лишь примерно отражали реальность.
Папа ехал в своём папа-мобиле, все начинали кричать и приветствовать. Это было непередаваемое ощущение общности. Папа был очень и очень слаб, его возили в специальном кресле на колесиках. Но несмотря на старость, болезнь Паркинсона и букет других заболеваний, Папа говорил чётко и внятно. В нём ощущалось присутствие силы неземной, это я могу вам честно сказать без преувеличений. Я, конечно, мало понимал польский, а именно на нем проходило всё мероприятие, но я чувствовал каждой клеткой важность этого момента. Недаром ещё в 1991 году 11-летним пацаном я попал в Польшу и впервые в жизни столкнулся с тем, что называется "вера", "религия", "традиции"... Словно какой-то кармический закон второй раз привёл меня сюда, в Краков, в центр католической религиозности, на мессу с Папой всех католиков, которого уже при жизни все называли Святым Папой, нашим Папой. Такого Папы мир уже не увидит никогда, я в этом полностью уверен. И мои дифирамбы неслучайны, они не от особой фанатичности, поверьте. Просто есть люди, которые своим присутствием в этом мире влияют на весь ход Истории. Несомненно, я встретил лицом к лицо именно такого человека в тот день!

Во время долгой мессы (почти 3 часа, не меньше!) происходило подношение к Папе - особый ритуал, когда от прихожан папе преподносят подарок, было знаменательно приношение от прихода святой Екатерины (Санкт-Петербург), именно та женщина, которая шла рядом со мной на Блони Краковские, подошла с ещё несколькими русскими католиками к Папе и что-то ему передала, ведь в тот день к лику блаженных (первая ступень при канонизации в Католической церкви) был причислен
архиепископ Варшавы Зигмунд Фелиньский (Zygmunt Szczesny Felinski)* , который закончил семинарию в Санкт-Петербурге и 20 лет провёл в ссылке в Ярославле (ещё несколько человек стало блаженными в тот день). В России после этого в шутку говорили, что надо причислить к лику святых Ивана Сусанина, заведшего поляков в болота... Ну это так, к слову... На мессе присутствовали представительницы конгрегации Сестер Сестры Марии, которую этот Зигмунд Фелиньский основал, были очень радостны и просто светились счастьем.

Папа читал короткие молитвы на протяжении всей мессы и обратился потом с проповедью. В ней Иоанна Павел Второй назвал "таинством лжи" генную инженерию и предостерёг паству от "лишённой истинности пропаганды либерализма". Думаю, что православные очень обрадовались этой проповеди. Я заметил, что Папа вообще говорил всегда такие вещи, с которыми могли зачастую согласиться практически все консервативно настроенные круги христианской мировой общественности, если можно так выразиться**.

Во время мессы рядом со мной было несколько монашек, одна пожилая и две помоложе. Как оказалось, они были бенедиктинки. Они очень молились, плакали иногда, выражали очень искренне свои эмоции. Во время проповеди Папы, я заметил, как они откликались на каждое слово Понтифика. Я запомнил последние слова, обращённые к каждому, - "До встречи в руках Божьих...". Папа прощался с каждым католиком Кракова и Польши, со своими верными чадами, он понимал, что это их последняя встреча, что он отправится к своему Небесному Отцу в ближайшее время (это произошло менее чем через 3 года). Тогда старшая бенедиктинка прямо ко мне обратилась со словами "мы вместе в молитве с нашим Святым Отцом, все-все вместе и едины с ним"... (примерно так, точно не могу воспроизвести). Во время мессы папа по традиции обратился с приветственным словом к каждому на его языке, была фраза и на русском (я видел плакаты "Псков ждёт Папу", "Россия ждёт Папу" и так далее, хотя вместо "ждёт", возможно, было слово "приветствует"). Особо поприветствовал Папа жителей своего родного Вадовице, местечка около Кракова, а также всех, кто не попал на уготовленные места на поле и находился на близлежащих холмах и территориях, папа их особо поприветствовал.

Когда всё закончилось после евхаристии, когда десятки священников обошли всех (!) с хлебом и вином святого Причастия и отгремели хоры и оркестры, всех надо было как-то вывести с этих территорий. Полиция очень старалась, вертолеты над головами так и барражировали. Всё было организовано на самом высоком профессиональном уровне, чтобы всем было удобно и придти на мессу, и уйти... Со мной выходили бенедиктинки, я своих русских католиков немного растерял. И старшая монашка со мною познакомилась. Её звали Мариам и она очень радушно ко мне отнеслась. Я ей рассказал про то, что я приехал из Петербурга, а она рассказала про блаженного Зигмунда и организованный им орден Сестёр Семьи Марии. Сказала, что будет молиться обо мне, о моём призвании. Для католиков это означает особое предназначение, которое открывается человеку непосредственно от Бога для его дальнейшего пути и места в жизни. Очень милая и добрая женщина, получила степень доктора богословия и вообще показала мне пример радушия и заботы. Бог меня во время всего этого путешествия по Польше сталкивал с прекрасными людьми, за что я Ему очень был благодарен. Потом я побывал в том самом Санктуарии, рядом с которым располагался старинный монастырь, в котором провела многие годы святая Фаустина Ковальская. Купил изображение Иисуса, явленное св. Фаустине... и поехал к своим уже почти родным Иосифу и Марии в Тынец, собираться в путь домой, точнее в Петербург (хотя я передумал, поехал с католиками из Москвы в столицу, а потом оттуда в Петербург).

Иосиф и Марии были замечательными людьми. Они были знакомы с родственниками Папы - Кароля Войтылы, рассказывали о них немного мне, но я мало что понимал. А их невестка жила с их сыном в доме по соседству и, как оказалось, была преподавателем русского языка! Она один раз помогла нам найти общий язык. Мы провели несколько замечательных посиделок вместе.

Вот такая история. Плохо, что фотографии даже не осталось на память о том событии, меня фотографировали верующие из прихода святой Екатерины из Петербурга, может быть, когда-нибудь, я ещё их встречу и они меня даже вспомнят. Кто знает...

____________________________
* Из биографии: Был викарием в Храме Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, преподавал в мужской и женской школах при нём, затем с 1857 года служил профессором философии и духовным отцом в Духовной академии. Благодаря ему в 1856 году был основан в Петербурге приют для старцев и сирот, за которыми ухаживала созданная им же францисканская конгрегация Сестёр Семьи Марии, которую он поддерживал и в дальнейшем.

** Ещё из проповеди в тот день:

В своей проповеди Папа обратился к проблеме генетических технологий. Понтифик заявил: "двадцатый век был отмечен особенным образом - "таинством лжи" (misterium nieprawosci). Перед человечеством открываются как новые перспективы развития, так и неслыханные доселе опасности. Нередко человек ставит себя на место Бога. Люди желают определять человеческую жизнь путём генетических манипуляций, а также устанавливать пределы смерти. Отвергая святой закон и моральные принципы, они открыто нападают на семью. Множеством путей люди пытаются заглушить голос Бога в своих сердцах, заменить Бога пустотой в культуре и совести народов. "Таинство лжи" определяет сегодняшнюю реальность.
Пришло время, когда милость божья готова наполнить сердца надеждой и стать искрой новой цивилизации - цивилизации любви".
Говоря о подвижничестве архиепископа Фелиньского, Папа отметил, что сейчас в Польше поднимается "шумная пропаганда либерализма, свободы без истины или ответственности", тогда как "единственно верная философия свободы" - это "правда Распятия".

вера, религия, я, прошлое, размышления, житие, речь, Европа и Россия, мышление, проповедь, Папа Римский, проповеди, выступление, Иоанн Павел II, личное, религиоведение, святой, вера и жизнь, жизнь и смерть, католичество, вечное, вера и разум, Запад, событие, вера и общество, история, воспоминания, Ватикан, месса

Previous post Next post
Up