Что хочу сказать по поводу этого чтения - весьма примечательно было посмотреть трезвым взглядом на те вещи, которые были для меня в какой-то мере неприкасаемыми: вера, религия, религиозные чувства и так далее...
Весьма полезно, как мне кажется, любому думающему человеку заглянуть за ширму чего-то догматичного, неприкасаемого, покрывшегося вековыми слоями предубеждений, сомнений, борьбы, кровопролитий и противосстояний.
Жизнь у нас одна и мы должны со всей ответственностью отнестись к тому, что мы думаем как о себе, так и о мире вокруг. Вопрос о религии чуть ли не главнейший в ряду самых жизненно важных вопросов бытия. И мне импонирует рациональный подход автора к рассмотрению самых неприглядных сторон веры как феномена человеческой жизни. Критика веры сегодня может помочь трезво оценить многовековые традиции, которые сегодня искусственно поддерживаются той или иной религиозной организацией и обезопасить общество от глубоких кризисов, от возврата к инквизиционным процессам над неугодными, от идеологического гнёта в принципе.
Автор сумел, по-моему, точно и емко определить деструктивные аспекты веры, которые никак не коррелируются с научным и здравым подходом к миропониманию, к взгляду на нас самих, на наше общество и пути его развития. В то же время, С.Харрис-нейрофизиолог сумел бережно коснуться вопросов духовности, мистицизма и иррационального, которое присутствует в нас и имеет место быть в сознании и истории человеческой цивилизации. При этом он остался верен своему рациональному подходу - человеческий опыт необходимо исследовать и стремиться к счастью, ведь для этого человек прибегает к опыту медитации, а следовательно, сознание необходимо изучать и полезный опыт человечества перенимать и передавать следующим поколениям.
Не буду приводить здесь множество полезных, острых, интересных, ярких и, без сомнения, полемичных цитат из книги.
Советую к чтению! (особенно - в свете последних инициатив наших законотворцев по защите неких чувств верующих).
Не пожалеете!
"Не отрицая того, что счастье складывается из многих компонентов - включая хорошие гены, достаточно надежную нервную систему и т. д., - мы можем предположить, что на каком бы уровне счастья ни находился человек, ему станет в целом лучше, если он будет испытывать больше любви и сострадания, а потому станет более нравственным".
"Для нас важно, что стремление принимать во внимание счастье других - то есть стремление жить нравственно - это рациональный путь к достижению своего собственного счастья".
"Люди, которые верят, что земля плоская, вышли за рамки географии; те, кто отрицает факт холокоста, вышли за рамки истории; те, кто верит, что Бог сотворил вселенную в 4004 году до н. э., вышли за рамки космологии; и мы увидим, что те, кто придерживается варварских обычаев вроде убийства за честь семьи, вышел за рамки этики".
"Проблема оправдания всемогущего и всеведущего Бога перед лицом зла (что традиционно именуют "теодицией") неразрешима. Люди, утверждающие, что они нашли ее решение - с помощью представления о свободе воли и других нелогичных идей, - просто водружают дурную философию поверх дурной этики. Несомненно, придет время, когда мы должны будем признать очевидное: богословие - это просто одна из ветвей древа человеческого невежества. Или, если вам так больше нравится, - это крылатое невежество".
"Как устроено гражданское общество? Как минимум это место, где можно критиковать идеи любого рода без риска физического насилия. Если ты живешь в стране, где за некоторые высказывания о короле, или воображаемом существе, или о некоторых книгах полагаются смертная казнь, пытки или тюремное заключение, значит, ты живешь не в гражданском обществе".
"Как показывает пример Осамы бен Ладена, кровавый религиозный фанатизм вполне сочетается с обеспеченностью и образованностью. <...> Пока человек может думать, что он знает волю Божью относительно всех обитателей земли, мы будем продолжать убивать друг друга за наши мифы".
"...Из этого можно сделать один главный вывод, который Уилл Дюрант сформулировал такими словами: «Нетерпимость - это непременный спутник крепкой веры; терпимость растет лишь тогда, когда градус уверенности снижается; уверенность убивает»".
"Возможно, у кого-то есть основания верить в парапсихологические явления, в существование инопланетян, в перевоплощение, в целительную силу молитвы и так далее - но такие представления должны опираться на доказательства и факты. Однако доктрина веры не может с этим согласиться. С точки зрения веры правильнее рабски подражать поведению предков, чем пытаться найти новые истины в настоящем".
"...настоящий мистицизм может быть "объективным" - в единственном возможном смысле этого слова, - и мистику не нужно связывать себя никакими догмами. Как предмет изучения духовный опыт ничем не уступает сновидениям, эмоциям, иллюзиям восприятия или даже самим мыслям".
"Наш мир буквально охвачен пламенем дурных идей. В некоторых странах людей до сих пор казнят за воображаемые преступления - вроде богохульства - и здесь образование большинства детей сводится к умению читать вслух древние произведения из жанра религиозной фантастики. Есть страны, где женщина лишена почти всех свобод, кроме свободы воспроизводить потомство. И эти же самые страны стремятся как можно быстрее завладеть современным оружием. Если мы не сможем призвать развивающийся мир, а в частности мусульманские страны, стремиться к таким целям, которые совместимы с существованием глобальной цивилизации, всех нас ожидает крайне мрачное будущее".
"Лакмусовая бумажка, определяющая разумность, очевидна: любой человек, желающий узнать устройство мира, с физической или духовной точек зрения, должен быть открыт к новым фактам"
"... ислам содержит особые доктрины мученичества и джихада, которые сегодня служат источником вдохновения для мусульманских террористов. Если мусульмане всего мира не смогут отказаться от богословия, превращающего ислам в культ смерти, подобное разрушительное поведение в итоге распространится по всему миру".
"Религия вынуждает неглупых людей отказаться от размышлений о важнейших вопросах для нашей цивилизации - или подсовывает им нелепые мысли. При этом критика религии в нашем обществе остается под запретом и ты не вправе даже сказать, что одна религия меньше проникнута состраданием и терпимостью, чем другая. Самая худшая сторона человечества (откровенный бред) защищена от критики, а его лучшие стороны (разум и интеллектуальная честность) приходится скрывать из опасения оскорбить чьи-либо чувства. «Конец веры» - это моя первая попытка призвать всех обратить внимание на то, сколь опасна и сколь абсурдна эта ситуация. Я искренне надеюсь, что читатель найдет эту книгу полезной"
© Sam Harris, The End of Faith: Religion, Terror, and the Future of Reason
(Сэм Харрис, Конец веры: Религия, террор и будущее разума. - М.: Эксмо, 2011. - 496 с.)