Не скрою, что читая пелевинский "SNUFF" (и предвкушая новый роман "Бэтман Аполло"), я все больше ловлю себя на мысли, что те встраиваемые в некую систему смыслов/образов мысле-формы Пелевина все больше и больше ломают даже самые постмодернистические каноны, вообще вынося за рамки канонов и жанров текст. И вроде бы это текст, который и памфлет, и сюр, и нечто постфилософское, но... всегда есть это "но", о котором в тексте тоже есть пару слов:
***
Но разве я лучше? Я тоже послушный,
Я тоже смотрю мировое кино,
И наши услужливо-робкие души
разнятся лишь тем, что мычат перед "но".
***
Пелевин встраивает в сознание читателя некий код, который позже должен быть прочитан (или нет)... этот код рано или поздно даст о себе знать...
- По другой версии, "вертухаями" именовали монгольских сборщиков подати, и именно от них телефон "Vertu" получил свое название. Это наиболее научная гипотеза. По третьей версии, "вертухаем" назывался чайный сомелье, который сидел на пулеметной вышке возле чайханы, зазывая на чай рыщущих по сибирской равнине всадников. Чтобы заметить их издалека, ему надо было постоянно вертеться туда-сюда. Отсюда другое название "вертухая" - "смотрящий..."
<...>
- Всадников, конечно, не надо было зазывать. Монголы, захватившие Евразию в доисторические времена, посылали к коренному населению сборщиков подати без всяких напоминаний. К этому, по сути, сводилось все государственное управление. Постепенно монголы стали назначать вертухаями местных выдвиженцев. Те лучше знали родной обычай, были в курсе, у кого что припрятано - и совершенно не уступали монголам в бесчеловечности.
<...>
- Уклад был настолько эффективным, что сохранился, когда монголы сошли со сцены. Оркские выдвиженцы стали самоназначаться вертухаями в суверенном порядке, а собранную дань присваивали. Система пережила не только монголов, но и западный проект, с которым находилась в отношениях заискивающего противостояния. Уникальный в истории случай, когда самопорабощение народа оказалось невероятно живучим социальным конструктом...