Жизнь. Что это? она такая многообразная, такая неподдающаяся пониманию, зачастую такая короткая... Она - это всегда открытый ВОПРОС - к себе, к Богу, к родителями, ко всему сущему... ПОЧЕМУ?
Прекрасный фильм
Терренса Малика "ДРЕВО ЖИЗНИ"... я наслаждаюсь каждым кадром... не могу досмотреть пока до конца. Поставил на паузу плеер, чтобы написать здесь... Радость и слёзы, счастье и горе, высота и глубина, серьёзность и легкость ... - всё есть в этом фильме!
Хорошая, на мой взгляд,
Терренс Малик - «Древо жизни»
Дело в том, что Терренс Малик снимал фильм об очень интеллигентной западной семье, интеллигентной настолько, что тема сексуальности, для двенадцатилетнего подростка более чем актуальная, совершенно не затронута в фильме. Фильм христианский, а не фрейдистский, адресованный христианам, да и не только им одним, и очень грустный.
Важно еще и то, что в фильме подкупает почти полное отсутствие гипотетического (это на фоне-то обыденных голливудских блокбастеров всегда почти основанных на фантазии, да что там говорить - обыденно фантастических). А в этом фильме гипотез почти нет и актеры Терренса Малика играют самих себя, играют то, что хорошо знают. Воистину надо обладать авторитетом философа, чтобы решиться снять почти документальный фильм, почти … научный. И, благодаря этому, фильм заслуживает того, чтобы войти в каждую семью как умное размышление о действительном.
А действительность парадоксальна, во всяком случае парадоксальна реальность наших семей. В фильме показана борьба между родителями, представлено противоречие антихристианского по существу рвения отца и христианского фанатизма матери (они тихо ненавидят друг друга во всем друг другу противореча) и результатом их противоборства является тихий и одинокий сын, кроткий, уже седеющий и грустный человек. Сколько веры матери, сколько бунтарства отца вложено в этот почти мышиный темперамент сына … достаточно умудренного жизнью для того, чтобы предпочесть для себя кроткое существование одинокого холостяка еще в детстве … соскучившегося перед парадоксом жизни, еще в детстве … пресытившегося реальностью.
Нет у нас «методов» против безбрачия, кроме, может быть, грусти возникающей по этому поводу и если вам взгрустнулось по просмотре этого фильма, то не все еще потеряно!
«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет.»
Терренс Малик - философ и, кажется, из умных. И, как человек умный, он понимает, что умствование, конечно, полезная вещь и благодаря ему мы имеем DVD-проигрыватели и автомобили, но умствовование навряд ли стоит того чтобы жить. Умными людьми были пифагорейцы у древних греков и их последователи и к этой партии относили себя греческие аристократы. Но они были тактичными людьми доходившими даже до того, чтобы скрывать свои секреты от других людей и, во-вторых, не были в общем-то семьянинами. А, например, Алан Тьюринг, Пифагор нашего времени, умнейший человек, и вовсе покончил с собой. Семья, продление жизни были не очень-то модными вещами у древних греков до того не склонных к продлению жизни, что доходивших до культивации гомосексуальной любви.
Не склонен умный человек … жить, вернее, продлевать жизнь. И, кстати, человек единственное живое существо способное воздержаться от продления жизни. А не склонен потому что наши теоретические знания довольно просты, если, разумеется, вы не дурак и не носитесь с какими-то бесконечными фантомами в своей голове. Мозгляк-«ботаник» может «думать» до бесконечности, вернее, до гробовой доски, умножая познания, которых он не понимает…
А вот человеку понимающему скучно жить. Скучно жить умствованием. Можно попытаться собрать под знамя «разумной жизни» людей и вначале наберешь много, но затем у тебя останется только сотня занудных придурков - красивые люди уйдут от тебя…
А потому, что не важно язычник вы или размышляете об Евангелии потому что вы все равно размышляете вы точно тот же интеллектуал, что и язычник. Дело в том, что для того, чтобы веровать (или богоборчествовать) надо уметь … мыслить. Есть только одна формула веры и эта формула гласит, что Бог (не верите в Бога, пожалуйста, Вселенная) бесконечен, парадоксален и все есть парадокс. Это положение абстрактного мышления. Но само по себе это также парадоксально, также парадокс, а, значит, предполагает возможность веры, догматики (например, Писания). Поэтому мы никуда, в сущности, не ушли от интеллектуалов древности (идеалистов, абстракционистов) мы сами такие же. Разве что Алан Тьюринг, в отличие от Пифагора и целого сонмища платоников не искал успокоения в абстракционизме! А так над ним довлел тот же Рок - сплин, то же нежелание что-нибудь предпринимать, то же нежелание семейной жизни. Только уже … без надежды. Нам, быть может, еще хуже чем древним: ведь мы более опытны в своих умствованиях…
В фильме превосходно воссоздано то, что называют духовной атмосферой красивой семьи, все несомненное целомудрие этой семьи, ее несомненная интеллигентность, свойственные породе людей, менее всего озабоченных тем, чтобы примитивно размножаться. Их, этих интеллигентов, всегда немного, но сколь они прекрасны!
Гимн интеллигентности.
«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» - эта строка Гете не вполне верна. Есть деревья скромно украшенные и немногочисленные.
Скромный, лишенный скандальности фильм о свойственном вообще умным людям недовольстве. Молодой еще сын живет как глубокий старик - детскими воспоминаниями. Какой там Фрейд, какие там сексуальные интрижки. Это даже неудобно ему предлагать.
Пафосный фильм о величественных, а не смешных, невротиках. Ведь в фильме нет ни доли сатиры! Невзрачная как мышь мать, издерганный, озабоченный лишь своими социальными неудачами отец, туповатый, склонный к насилию, ребенок - все … не смешны. Это-то парадоксально и подкупает в фильме.
Серьезная попытка рассказать о становлении личности игнорируя сексуальную тематику.
с сайта
кинопоиск.ру от
velizaro