Оригинал взят у
first_of_june в
postЧитал где-то рассуждения Вергилия о Цицероне. Поэт находил его смерть очень символичной.
Как развивалась история: Цезаря убивают, начинается гражданская война, и новые люди, пришедшие к власти, приговаривают Цицерона к смерти. Старик-идеалист, казненный врагом из личной неприязни, погибший вслед за своим идеалом республики - действительно сильный образ.
Цицерон помимо политики и юриспруденции занимался еще и философией. В отличие от большинства современных ему политических фигур, он остался бы в истории и вне связи с перипетиями римской политической жизни.
Идеал Цицерона - Римская республика перестает существовать в силу естественного процесса развития, государство увеличивается в размерах и превращается в империю. Ни один человек не мог бы остановить или повлиять на этот процесс.
И вот смерть этого талантливого, глубоко симпатичного человека, цепляющегося за идеалы, попавшего на склоне жизни в мясорубку политических разборок, мне кажется, может послужить поучительным примером для понимания сущности политики, для формирования правильного к ней отношения.
Какова ценность таких понятий, как благо народа, воля народа, государство? Имеет ли человек одаренный, творческая личность какое-то отношение к этим понятиям, обязательства перед своим народом, или ему лучше остаться в стороне?
Не только потому, что политика грязна или аморальна, а потому, что в этой мышиной возне в принципе мало смысла. И народное благо, и воля, и государство образуются, обустроятся сами по себе, не стоит тратить время, силы, талант и уж тем более жертвовать жизнью за то, что не имеет к тебе отношения.
Я смотрю на своих сограждан, в массе своей они не потерпевшие, не жертвы сегодняшней власти, они с ней на одной стороне баррикад. Их облик, ментальность вполне соответствуют облику и ментальности тех, кто ими управляют. Они похожи друг на друга, как собака похожа на своего хозяина. Они не враги, они симбионты.
Если почитать последний роман Толстого «Воскресение» про тогдашнюю судебную систему, про тех, кто попал в заключение без вины, возникает ощущение, что читаешь про сегодня.
Автор показывает обычных людей, не представлявших до столкновения с судебной, бюрократической машиной, насколько быстро, эффективно, безжалостно их лишат и свободы, и имущества без всякой вины. Автор показывает прокурора, который в кругу семьи добрый, чуткий, любящий человек, но, надев прокурорский мундир, превращается в бездушную шестеренку этой машины. Показывает покорность, равнодушие русского к своей или чужой несчастной судьбе.
В романе можно найти не просто смыслы до боли знакомые сегодня, там можно найти буквально формулировки, слова из какого-нибудь интервью Ходорковского.
Если через сотню лет, четыре революции, бесчеловечный коммунистический режим русские продолжают жить точно так же, то, я думаю, ждать, надеяться на перемены, принимать участие в судьбе этого народа, просто нет смысла.