Оригинал взят у
nikolay_zaikov в
ЭнтеологияДавно хотел написать об Энтео, но "не пошло"; обдумывая почему так происходит пришел к следующим выводам. Я с ним не согласен, но совсем не в том, о чем возмущенно говорят несогласные с ним. И в чем-то поддерживаю его деятельность, но не по тем причинам, которыми он ее мотивирует.
Цорионова
критикуют за создание православных дружин - мол, это неправильно.
Однако православные дружины всегда были, и несомненно нужны сегодня. Дело в том что антиправославные силы уже давно создали свои дружины, просто этот факт по странному стечению обстоятельств оставлен современными СМИ без должного внимания. Никого не удивляет, насколько организованными были акции Pussy Riot и митинги в их поддержку, насколько грамотна пиар-компания в их защиту и пропаганда новых кущунств, насколько крупные политические фигуры моментально "вписались" за хулиганок. В качестве примера интересна история с
осадой гей-активистами клиники Маршака.
В двух словах - шестнадцатилетнего подростка папа отправил в клинику лечиться от гомосексуализма. Ну и все, клиника в осаде, прямо как в средневековье. В итоге торжествующая толпа защитников конституционного права каждого гражданина невозбранно долбиться в ж...пу начиная с 16 лет вырвала подростка из рук медиков и увезла в неизвестном направлении - видимо, реализовывать по отношению к нему то самое конституционное право.
Но речь сейчас не об этом, важно другое:
В этой истории поражает, прежде всего, высокая мобилизационная готовность, проявленная теми, кто «осаждает» клинику.
Похожая история с организованным срывом строительства 200 храмов в Москве,
которая ведется небольшой "экстерриториальной" группой, выдающей себя за жителей районов, в которых планируется строительство храмов.
О спланированной войне против Церкви говорят и
политологи, и
патриарх Кирилл. И в сложившейся ситуации попытки как-то пристыдить антиправославные силы, призывы уважать чужое мнение, закон, предложения вести себя честно и вежливо столь же нелепы, как призывы к наступающим на Москву в 1941 году солдатам вермахта соблюдать Уголовный кодекс СССР.
Что же касается "непротивления злу насилием" и "всепрощения", то это не православие, а толстовство. Историческое православие всегда могло за себя постоять, всегда уважало воинскую доблесть (святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков и др.). Более того, у нас даже есть
"Катехизис для воинов" святителя Филарета Московского.
Далее, Цорионова критикуют за неправославные методы - мол, негоже срывать майки, демонстрировать кирпичи, не к лицу православным перфомансы "на грани фола". Но эти же критики оправдывают перфомансы Pussy Riot и прочих деятелей "современного искусства". И в их оправдательных текстах мы с удивлением узнаем, что по-другому к современному гражданину нельзя обратиться, не имея средств и информационных площадок - он просто не заметит, будучи в плену у хорошо финансируемых СМИ. Мы узнаем, что хулиганство правильно называть
юродством - почетной формой православного подвижничества.
И снова бросается в глаза, что "ревнители чистоты православия" и по совместительству любители двойных стандартов замалчивают исторические прецеденты. А их немало - взять хотя бы
"перфоманс" святителя Стефана Пермского, который пользуясь отсутствием язычников сжег их капище.
Политические православные акции не должны выходить за рамки закона, но эти рамки определяет в конечном итоге суд. Отвечать за свои действия в суде Энтео не отказывается. А поскольку "пусей" осудили на 2 года за хулиганство, законность рекламы хулиганства на футболках под большим вопросом.
Нарекания вызывает моральный облик миссионеров:
они создают себе репутацию людей буйных, необузданных, безрассудных и склонных к насилию.
С чем тоже нельзя согласиться - пересмотрев несколько интервью с Дмитрием, не заметил ни буйства, ни необузданности, ни всего остального. В отличие от многих оппозиционеров, с которыми наши церковные либералы до сих пор безуспешно пытаются наладить вежливый диалог, несмотря на то что свою репутацию они уничтожили давным-давно.
Также смущает критиков и сам цорионовский дискурс, о минусах которого скажу позже. При всех своих недостатках в нем нашлись неожиданные плюсы. Ранее общепринятой схемой в светских масс-медиа была проповедь на понятном для "внешних" языке. Ее окончательно утвердил Кураев, и в необходимости ее не было сомнений, пока сам Кураев не переметнулся на болото - после чего на многие его методы пришлось взглянуть под новым углом. Разговор на светском языке предполагает наше хоть и временное, но согласие принимать либерализм в качестве судьи, арбитра; вынуждает нас подстраиваться под него, табуирует многое из того, о чем хотелось бы рассказать. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. И православные привыкают мыслить по-светски, и "внешние" настолько привыкают к "кураевскому" дискурсу, что иного и слышать не желают, и даже за редкие попытки о. Всеволода Чаплина говорить на православном языке регулярно поднимают его на смех.
Неприятно также и то, что приняв либерализм в качестве судьи, переубедить его становится крайне непросто, и мы часто оказываемся "мальчиками для битья". Антицерковные информационные площадки привлекают к дискуссии православных, чтобы вместе с ними получить православную аудиторию; при этом "стремительно нападают и одерживают блистательные победы", поскольку играют на своем поле и по своим правилам. Попытки сделать "наоборот", то есть православную площадку с активным участием в ней инакомыслящих, регулярно срываются благодаря пропаганде весьма хамского, уничижительного антицерковного дискурса: часы, дачи, яхты, "попы на джипах зажрались", "педофилы в рясах" и т.п.
Дискурс же Энтео - "грешники будут гореть в огненном озере", "я защищаю Богородицу, я ее очень люблю, я ее знаю лично" - непобедим в принципе, что на проблемном молодежном миссионерском участке (выдержать бы информационную атаку и остаться "при своих"), отнюдь не является абсурдным; наоборот, столь радикальные заявления могут вызвать определенную симпатию. Поэтому появление Дмитрия либералы восприняли с двойственным чувством удовлетворения и недоумения. С одной стороны, они давно ждали "такого парня", которым можно будет пугать "неполживую" общественность, с другой же не знают что теперь с ним делать.
Теперь о том, что мне не понравилось. Если одним словом - это "сысоевщина". Демонизация светского государства и культуры, сатанизация социалистических идей, космополитизм, отрицание чего-либо позитивного в советском периоде истории России, взгляд на атеистов как на однозначно аморальных, безнравственных и уже стоящих одной ногой в аду людей. "Совкоборчество" сегодня может нанести православию лишь политический вред, оно на руку либералам, которые используя "совкоборческие" идеи не дают в России объединиться людям православным и советским, и используют в качестве правила "разделяй и властвуй".
Социалистические идеи первым озвучил апостол Павел: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес.3:10). Демонизация светского государства - чистый гностицизм, который на обратной стороне медали обнаруживает папизм, или по выражению Зеньковского "клирократию", абсолютную власть священнослужителей. Эти идеи глубоко чужды православию. И Библия (отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу), и наши каноны призывают уважать светскую власть и не пытаться стать ею (на их основании наши либералы даже отстаивают другой крайний и потому неверный тезис - полную аполитичность). Наша история - история симфонии светской и церковной власти.
Надо понимать, что на борьбу за власть, и уж тем более на ее захват у Церкви нет и не будет ресурсов; точно так же их нет на воцерковление современной России, и сделать это силами отдельных уличных миссионеров - совершенно утопическая задача. Церковь должна как и раньше "встроиться" в государство и воцерковить его, найти свою нишу в школе, армии, милиции, вооруженных силах, в социальной работе, музейном деле, в искусстве и т.д., и продвигать свои интересы с помощью государства. Все встанет на свои места - не зря именно этого так боятся либералы. И именно отсюда, от гностического понимания Церкви как совершенно инородного в государстве тела, пляшут ошибки Цорионова. Православные дружины не должны быть подпольными боевиками местного благочиния; но тесное сотрудничество обязательно, в пример можно привести положительный опыт православных казачьих организаций. В России государство оплачивает их работу -
есть реестр, и он расширяется. Все должно быть системно, легально и официально. Так победим.