1)
В основе эволюционного гуманизма, по мысли Дж. Хаксли, лежат четыре ключевые идеи.1. Сознание того, что человек несет ответственность за свое будущее, а также за развитие своей планеты, и что эту ответственность он не может возлагать ни на Бога, ни на судьбу, ни на что другое - только на самого себя.
2. Признание факта, что человек представляет собой лишь один из многих существующих на Земле видов живых существ и что поэтому человечество не должно превращаться в совокупность конкурирующих «псевдовидов», которые мы называем нациями, религиозными группами.
3. Идея осуществления человеческих чаяний вместо идеи достижения чисто материального благополучия.
4. Стремление повысить качество, качество жизни всей окружающей среды, а не увеличивать количество, количество человеческих групп, потребностей, денег, товаров и услуг.
2)
есть силы, которые противостоят гармонизации планетарной жизни человечества. Это не только разного рода диктаторы и апологеты архаичных ценностей типа теократов-талибов. Это и межнациональные финансово-промышленные и информационно-медийные конгломераты, которые ставят себя выше национальных правительств, аккумулируют в своих руках колоссальные финансовые, материальные и коммуникационные ресурсы и для которых высшая цель - прибыль. К этой монстрообразной силе примыкают сверхбогатые слои общества, обуреваемые эгоистическими интересами и безразличные к нуждам большинства человечества. 3)
Другая болезнь - искус богатством или его возможностью. Конечно, само по себе благосостояние, даже высокое и быстро достигнутое, - заведомо не предосудительно. Но «ряд товарищей» из бывших диссидентов, попав в категорию состоятельных граждан, так переменились лицом, что совершенно невозможно представить их как людей, когда-то обладавших мужеством думать и действовать не так, как предписывали «партия и правительство».
Третьим искусом новейшей истории НПО стали гранты и всякого рода пожертвования, т.е. все то, что входит в сферу «фандрайзинга» и составляет материальную базу организаций гражданского общества. Наступил период испытания правозащитного движения изнутри теми материальными средствами, о которых едва ли думали деятели того преследуемого диссидентства, которое родилось за несколько десятилетий до развала советской империи. Речь, конечно, не идет о разворовывании каких-то фантастических сумм. Здесь не рождаются миллионеры. Чаще всего болезнь выражается в форме бюрократизации или формализации деятельность НПО, когда они бездарно и бюрократически «отрабатывают» гранты, собравших тесной и негромко чавкающей кучкой у не такого уж большого финансового корыта и всячески стараясь не подпустить «чужаков» из того гражданского общества, которому они уже не служат, а просто «работают» на него как обычные чиновники. 4)
Чрезмерный акцент на стоимости и прибыли, в прошлом, как основных критериях общественных заслуг привёл к тому, что многие поверили в «достоинство денег». Многие склонны рассматривать богатство как идеал социальной значимости. Но подобная система ценностей не учитывает, например, учёных, нобелевских лауреатов, учителей, политических лидеров, артистов, поэтов и всех тех, кто посвятил себя общественно полезным профессиям; она не учитывает тот факт, что множество видов социальной деятельности осуществляется некоммерческими институтами, и что государство несет свои функции в обществе.