Узрел во френдленте
такой демотиватор
Как оно часто бывает в антиклерикальной пропаганде: здравый смысл опять приносится в жертву
глупому стебу.
Для атеистов напомню что советские историки (а как в СССР относились к Церкви напоминать не
надо) в целом отзывались положительно о Крещении Руси.
Процитирую для наглядности
обзор:
Однако в дальнейшем эти представления были преодолены, в конце 30-х гг. исследователи
сформулировали положения, которые сыграли определяющую роль в дальнейшей разработке вопроса
о "крещении Руси". А именно: "введение христианства - прогрессивное явление; крещение имело
массовый характер; вместе с христианством на Руси появилась письменность; христианство
приобщило восточных славян к достижениям византийской культуры, содействовало их сближению
народами более высокой культуры, сближению с народами Западной Европы". "Яркой иллюстрацией этих положений служит статья ученика выдающегося ученого середины ХIX- начала XX в. В.О.Ключевского советского историка С.В. Бахрушина (1937)… Коренная причина принятия Русью христианства открылась исследователю в социальных и культурных условиях, имевших место в
древнерусском обществе Х в., когда возникал слой феодальной знати, которая "торопилась
освятить свои притязания на господствующее положение". Христианство играло роль "энергичного поборника" передового (по сравнению с первобытнообщинным строем) феодального способа производства, оно ускоряло процесс феодализации Руси, боролось с остатками родового строя, стремилось ликвидировать элементы рабского труда. Древнерусская церковь стала активным проводником феодальных порядков на Руси. Вот почему "переход в христианство имел, объективно говоря, очень большое и, несомненно, прогрессивное для данного отрезка времени значение". Влияние нововведенного христианства на древнерусское общество было всеобъемлющим, простираясь на экономику, социально-экономические и политические отношения, культуру и
просвещение".
С точки зрения потребностей феодализации рассматривал крещение
Руси глава советских историков академик Б.Д. Греков, называвший принятие христианства фактам
"первостепенной важности". Для академика М.Н. Тихомирова "установление христианства на Руси было крупнейшим историческим событием. Оно отметило важный этап в развитии феодальных отношений на Руси и победу новых феодальных отношений над отживающим родовым строем с его язычеством. В культурной жизни Древней Руси утверждение христианства обозначало присоединение ее к традициям Византии и эллинизма с их замечательной письменностью и искусством. Таковы громадные последствия утверждения христианства на Руси, ясные и заметные для историков". А вот мнение другого академика Б.А. Рыбакова, у которого христианство выступает как чрезвычайно приспособленное к "нуждам феодального государства". Но поскольку "феодальная формация только начинала свой исторический путь" во времена крещения, будучи необходимой и прогрессивной, поскольку создание раннефеодальной монархии, завершившееся в период княжения Владимира, было "глубоко прогрессивным" явлением,поскольку и христианская религия, призванная содействовать утверждению феодализма, должна рассматриваться как фактор прогресса в древнерусской истории. Сравнительно недавно в интервью корреспонденту газеты "Советская Россия" Б.А. Рыбаков заявил о том, что тысячу лет тому назад принятие христианства для молодой державы было прогрессивным фактом…
Но не только в научных исследованиях, написанных советскими историками, звучат чрезмерно
восторженные оценки учреждения на Руси христианства князем Владимиром. Они содержатся и в
статьях, имеющих публицистическую, программно-идеологическую направленность". Например,
член-корреспондент АН СССР В.Т. Пашуто призывает достойно встретить тысячелетие "крещения
Руси". "Следовательно, не исторические достижения предшествующих времен позволили нашей
стране войти "в круг передовых народов средневековой Европы", а обращение к иноземной
религии. Поверхностным рассуждением такого рода должен быть противопоставлен другой, строго
научный подход: "Не христианство "подключило" Древнюю Русь к европейской цивилизации, а
распространение христианства в Древней Руси и принятие его в качестве государственной
религии идеологически завершили процесс формирования этой цивилизации".
"Советский историк 0.М. Рапов отмечает, что "данное событие оказало огромное
влияние на развитие материальной и духовной культуры Древней Руси, а также на многие другие
стороны жизни древнерусского общества". Христианская религия способствовала утверждению
феодальных порядков. Вот почему "принятие Русью христианства и отход от язычества было
важным и прогрессивный для того времени явлением". Советский исследователь А.Г. Кузьмин
усматривает в крещение Руси "один из важнейших поворотных пунктов в русской истории".
Он подчеркивает то обстоятельство, что "советские ученые в целом единодушны в оценке
крещения Руси как прогрессивного явления"".
«Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство
Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в
том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим
христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской
культуры.»
А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов. -
М.: «Высшая школа», 1979, часть 1, стр. 34-35.