Хокинг о свободе воли

Sep 01, 2015 12:33

Оригинал взят у 13vainamoinen в Хокинг о свободе воли
О книге Стивена Хокинга «Высший замысел» (Продолжение).
Начало: 1. М-теория британского ученого.
               2. Стивен Хокинг и Златовласка.

Интересны рассуждения британского ученого Стивена Хокинга о свободе воли…

«Если мы обладаем свободной волей, то в каком месте эволюционного древа произошло её развитие? Обладают ли свободной волей сине-зелёные водоросли или бактерии, или их поведение автоматично и полностью в рамках законов науки? Только ли многоклеточные организмы обладают свободной волей, или она присуща лишь млекопитающим? Мы можем считать, что шимпанзе являет пример свободной воли, решив погрызть банан, или кошка, когда она потрошит ваш диван, но что насчёт круглого червя Caenorhabditis elegans - простого существа, состоящего всего из 959 клеток? Он, вероятно, никогда не думает, «А это была чертовски вкусная бактерия, что досталась мне на прошлый обед», хотя у него есть пищевые предпочтения и он, основываясь не недавнем опыте, либо выберет непривлекательную пищу, либо отправится на поиски чего получше.

Это ли пример свободной воли? Хотя мы и чувствуем, что можем выбирать что делать, наше понимание молекулярных основ показывает, что биологические процессы подчиняются законам физики и химии и, таким образом, также предопределены, как и орбиты планет. Недавние исследования в неврологии подтверждают точку зрения, согласно которой именно наш физический мозг, следуя известным законам науки, определяет наши действия, а вовсе не какая-то сила, существующая за пределами этих законов. К примеру, исследования пациентов, переносящих операции на мозге в состоянии бодрствования, показали, что воздействие электрическими импульсами на отдельные области мозга способно вызвать у пациента желание шевельнуть кистью, рукой, ногой, а также пошевелить губами или заговорить. Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли - это всего лишь иллюзия».



Человек - это всего лишь биологическая машина. Так считает Стивен Хокинг.

Из приведенного отрывка можно сделать вывод, Хокинг считает, что в ходе эволюции свобода воли у человека возникнуть не могла и, следовательно, делает вывод, свободы воли не существует, а человек - это всего лишь биологическая машина, робот, которым управляют известные физические законы. Хокинг придерживается научного детерминизма, который утверждает, что в каждом отдельном поступке человек действует только по внешним причинам. Из этого утверждения возник бихевиоризм.

Учение противоположное детерминизму носит название научного индетерминизма. На видео ниже выступление американского ученого Джона Серла, который тоже кстати атеист, он считает, что сознание и свобода воли у человека существуют, и с этих позиций критикует бихевиоризм.

image Click to view



Между этими двумя противоположными мнениями христианство занимает срединную позицию. На человека, считают христиане, действуют окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т. д. В этом они согласны с детерминистами.

«Но дальше - коренное расхождение. В то время как детерминисты говорят, что человек поступает так или иначе только под влиянием сильнейшего из мотивов, а свободы не имеет - индетерминисты утверждают, что он всегда свободен избрать любой из этих мотивов. Этот мотив может быть вовсе не сильнейшим, мало того, человек может даже предпочесть мотив, который другим людям покажется явно невыгодным. Примером этого может служить подвиг мучеников, которые мучителям язычникам казались безумцами, сознательно губившими себя. Таким образом, в воззрении индетерминизма, свобода человека - не безусловно творческая свобода, а свобода выбора, свобода нашей воли решить - поступить так или иначе.

Христианство принимает именно такое понимание человеческой свободы, соглашаясь с индетерминизмом. Применяя его к области нравственной, к вопросу о борьбе между добром и злом, между добродетелью и грехом, христианство говорит, что эта свобода человека есть его свобода выбора между добром и злом. По научно-богословскому определению «свобода воли есть наша ни от кого и ни от чего не зависящая способность самоопределения по отношению к добру и злу». Источник

Пример свободы воли - христианские мученики.



Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София.

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София. У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Император стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем».

Разгневанный Адриан велел предать детей пыткам. Палачи на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить Веру, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет.

атеизм, наука

Previous post Next post
Up