Нам предстояла самая продолжительная стоянка - вечер, сутки и утро. Благо развлекательная программа намечалась обширная. Лагерь опять располагался на Белой, рядом была баня и пасека.
Разместившись, как обычно, занялись приготовлением еды. Надо отметить, что в этом плане нам особенно повезло, так как с нами была Лера, которая взяла все кухонно-кулинарные вопросы в свои руки и очень умело организовывала стол. Лера подбирала меню, руководила приготовлением еды и умела из не особо богатого набора походных продуктов подобрать и приготовить потрясающие блюда. Рыбные и мясные супы, молочные и мясные каши, жаренные макароны с мясом и многое другое. От единообразия на столе мы точно не страдали.
Ближе к вечеру у нас появились гости. “Из-за острова на стрежень” выплыли лодки, причем над первой из них развивался белый флаг. Лодки остановились за 50 метров от нашей стоянки, с них сошел парень и направился в нашу сторону. Мы застыли в недоумении - вроде бы не объявляли никому войны, а если и объявляли, то какие требования стоит предъявлять сдающемуся в наши руки? Оказалось, что это прибыла группа водных туристов от дружественной базы. Они заняли соседнюю стоянку.
Остаток дня мы посвятили водным процедурам. Была растоплена баня и подготовлены березовые веники. Баня на маршруте отличалась от бани на базе. Если на базе баня чистая, со светом и хорошо протопленная, то на маршруте баня по черному, световое окошко совсем маленькое, растопить нам ее удалось с большим трудом. Если будете в тех краях и соберетесь в баню, то не забудьте взять фонарик - не повторяйте наших ошибок. Хотя все эти недостатки с лихвой компенсируются наличием в 3-х метрах от бани речки. Попариться, окунуться в прохладную чистую Белую, выпить кружечку душистого травяного чая и по новой - неземное удовольствие.
Вечер мы провели вокруг костра - сушили промокшую за день одежду и травили байки. Особенно мне запомнились разговоры патологоанатома Леры и филолога Насти. Они обе, мило грассируя, рассказывали интересные случаи из своей практики и просто интересные вещи, причем с одной стороны наблюдался некий медицинский сарказм и прагматизм, а с другой стороны излучалась духовность светской беседы и возвышенно патетические нотки. Но они нашли друг друга, остальные с неподдельным интересом слушали их разговор по мере возможности участвуя в нем, уточняя непонятные термины и выведывая подробности.
Дневка
Утром меня разбудил шелест дождя по палатке. Но это был не самый страшный ранний гость. Я осознал, что ко мне в палатку пробрался ужасный холод. Я забыл взять с собой в поход термобелье и шапочку, а самой теплой одеждой была х/б кофта. Слава богу, спальник был теплый, поэтому сняв кофту и соорудив из нее чалму, я укутался поглубже в мешок и решил держаться до последнего.
Постепенно я выбрался из палатки и занялся подготовкой чая. Дождь продолжался и если меня спасал дождевик, то костер был беззащитен. Пришлось потратить изрядную долю сил и сообразительности, чтобы вскипятить воду. Немного погодя на треск сырых поленьев и дребезг ложки в кружке начали выбираться остальные лежебоки.
Погода была отвратительная, одежда и обувь отсырели, а еще нужно было заниматься готовкой завтрака, и все это в отвратительно шуршащих дождевиках. Мы поняли, что радиальный выезд, намеченный на этот день, отменяется и настроение опустилось ниже плинтуса. Но спасение подкралось неожиданно. Что нужно для того, чтобы несчастному человеку стало лучше? Правильно - ему нужно показать человека которому еще хуже. И тут нашим взглядам предстали соседи - водники. Им предстоял сплав в эту катастрофическую погоду. Кроме того, им нужно было собирать палатки, таскать вещи к реке и загружать их на катамараны. В глазах их читалась печаль и безнадежность. Короче - наше настроение заметно улучшилось. Появились темы для шуток, улыбки на лицах и блеск в глазах. Какие же мы сволочи :-)
Через некоторое время мы остались одни на берегу, но так продолжалось недолго. Через пару часов на смену уехавшей группе с белым флагом пришла другая, тоже с флагом, не с белым, а уже с триколором. Но это совсем не был бело-сине-красный триколор, тот флаг был черно-красно-желтым. Нас догнала группа немецких туристов с Сухова Ключа. И если мы думали, что уплывшая группа была подавлена и печальна, то в глазах немцев явно читался ужас и крах всех устоев (во всяком случае, нам так представилось).
Мы решили устроить экскурсию на пасеку. Там нам показали домики пчел, рассказали об радостях и невзгодах пчеловодства и Настю укусила пчела. В общем интересная экскурсия. Меда нам не дали и даже отказались продать - сказали что не сезон. Так что мы ушли несолоно хлебавши, а так как руки у нас были свободны, то нас еще и нагрузили дровами.
В тот день залезть в воду решился только я один, да и то сильно пожалел - холодно. В основном сидели вокруг костра, сушили вещи, пили чай и в тот день мы обнаружили в коробках с продуктами сгущенку. Катя немедленно съела целую банку.
В общем, дневка была не самой веселой, и все с нетерпением ждали следующего дня.
Малинник
Наутро нас разбудил совсем не дождик. Мы подверглись вероломному нападению. Нет, что Вы, не немцев. Они были мирные и цивилизованные, а вот коварные коровы с пасеки оказались не такими дружелюбными. В предрассветных сумерках, ровно в четыре часа, они прокрались к нашему лагерю, маскируя звон своих колокольчиков в перезвоне конских. Вражье племя молниеносно набросилось на беспечно оставленную на столе еду. Перспектива питаться остаток похода земляникой и тушенкой нас не радовала, поэтому внезапной контратакой мы выбили противника на прежние рубежи. Потерь среди личного состава не было. При расследовании последствий нападения, было обнаружено что уничтожены две буханки хлеба, просыпана крупа, покусаны две банки со сгущенкой и на территории лагеря оставлено несколько мин.
Так как погода разъяснилась, то, опасаясь повторного нападения, мы двинулись в путь. Можно сказать, что это был уже обратный путь, хотя мы шли по другому маршруту.
По дороге мы заехали на гору Маяк, которую должны были посетить днем раньше в рамках радиального выезда. На фотографиях вы можете увидеть оценить красоту вида, открывающегося с вершины горы.
Мне же любование красотами быстро надоело и я решил развлечься попытками встать на седле. Оказалось, что ничего сложного в этом нет. Главное чтобы конь стоял спокойно, тогда на седле можно стоять спокойно, как на гимнастическом коне.
Спустившись с горы мы пересекли несколько больших полей, на которых нагалопились всласть. Покидая эти поля я неожиданно заметил, что у меня стало получаться ехать учебной рысью. Немножко криво, не совсем расслабленно, но все же я сидел в седле. Значит меня еще можно обучить чему-то новому, не все потеряно. Осталось шлифовать приобретенный навык. На это у меня было два с половиной перехода.
Миновав поля и проехав вдоль трассы Кага - Магадеево, мы углубились в лес по насыпной дороге. В какой-то момент Алексей слез с коня и, сославшись на развязавшийся шнурок, направил нас дальше. Подвох мы поняли не сразу, а только заметив что этот хитрый человек, оставив шнурок и довольно улыбаясь, углубился придорожные заросли. Тут-то все и заметили разросшиеся по краям дороги кусты одичавшей малины, богато усыпанные ягодой. Группа покинула седла без команды и разбрелась каждый по своему кусту. Я так увлекся сбором и поглощением сахарной и душистой ягоды, что не заметил как коварный Алмаз выскользнул из уздечки. К счастью конь проявил благоразумие и не стал бегать от меня по окрестностям, а присоединился ко всем и начал поедать ботву малины.
После того, как вся малина была подъедена, мы двинулись дальше. Вдоль дороги тянулся крутой осыпавшийся склон. Леша на своем коне смело штурмовал этот склон и бесстрашно спускался назад, рискуя кувыркнуться и свернуть шею. Поначалу мы думали, что он бравирует и выделывается перед нами. Но когда в один прекрасный момент он поднялся на склон и пропадал там дольше обычного, мы, наученные горьким опытом, все поняли. Кто пришпорив коней, а кто пешком мы ринулись наверх и конечно же обнаружили там заросли земляники. Все, стоп новое пастбище.
Спуск с осыпающегося склона верхом оказалось гораздо страшнее подъема. Наверное, причиной этому было отсутствие стимула в виде вкусной ягоды. Мы вернулись на маршрут и через некоторое время прибыли на место стоянки рядом с горой Большой Апшакай.
Большой Апшакай
Несмотря на то, что переход занял у нас более 4-х часов, мы не собирались сидеть на одном месте весь оставшийся день. После того, как лагерь был разбит и мы подкрепились, предстоял радиальный выход на гору Большой Апшакай. За 3 дня конных переходов мы так привыкли быть в седле, что даже целый день верхом не особо нас выматывал.
По дороге к Апшакаю мы прошли через хромовый рудник, который охранялся сторожем со слепой собакой. Кроме них на руднике никого заметно не было. Вскоре от нашей группы отделился Алексей, он поехал пополнить запасы сигарет, а остальные продолжили путь.
Подножье горы было покрыто лесом, и только выйдя из него мы заметили как высоко забрались. Лес постепенно сменился кустарником, который вскоре тоже почти пропал. Подступы к вершине горы были усыпаны мордовником - это такая трава, как чертополох, только не колючая.
Не дойдя до вершины примерно полкилометра мы слезли с коней и привязали их. Дальше идти верхом было тяжело для коней и опасно. Хотя в одном из отчетов конных туристов, ходивших по этому же маршруту, есть упоминание того что они переходили верхом через вершину Большого Апшакая. Позже, поднявшись на макушку, я был в сильном недоумении - как туда можно затащить коней?
Дальнейший путь мы проделали пешком. Попутно все стали фотографироваться в лучах заходящего солнца и на фоне потрясающих видов раскинувшихся у наших ног.
Насладившись пейзажем и напрыгавшись по горам, мы пустились в обратный путь. Вскоре мы вернулись в лагерь, встретив по дороге Алексея. Сигарет он не смог раздобыть и сказал, что местные видели в окрестностях медведя, так что нужно было быть осторожнее.
Ужинали мы уже в сумерках, и многие после еды разбрелись по своим палаткам спать. Инструктора заняли свое место в прицепе трактора. Прицеп трактора был оборудован рукотворной будкой, внутри которой располагались два топчана с одеялами. Я думаю это были самые комфортные спальные места из всей группы.
Те кому не хотелось спать, а таких набралось около 4-х человек, разместились у костра и вели душевные беседы. В их числе был и я. Долго ли, коротко ли, стемнело, дрова постепенно закончились, костер потрескивая стал затухать, и я начал подумывать о сне. Но внезапно произошло, что-то странное. Лера, которая стояла рядом со мной, неожиданно сорвалась с места, схватив по дороге Таню и прокричала что-то про лавку. Катя, которая стояла с другой стороны, взвизгнув тоже исчезла в направлении прицепа инструкторов. Все это длилось доли секунды, одновременно я стал понимать, как что-то огромное, ломая кусты, несется на лагерь. Я находился посередине между костром и источником шума, лицом к костру. Через мгновение я перепрыгнул через костер, убедился что под столом все места заняты и понял что деваться некуда, надо держать оборону. Глаза, привыкшие к костру, ничего различить в темноте не могли. Выхватив из углей догорающую головню, я запустил ее в сторону шухера, вскрикнув при этом как-то нечленораздельно и, как мне тогда показалось, грозно. В сноп искр от головни, высветил в темноте огромный двухметровый силуэт, который как-то обижено сказал "Что же вы делаете-то!?!?" На нас выехали 2 всадника.
Из прицепа подоспел Леша, посетовав на то, что его по пути чуть не сшибла с ног пролетевшая куда-то вдаль Катерина. Люди постепенно начали приходить в себя и вылазить из под лавок. Я занялся приглаживанием вставших дыбом волос, и проверкой целостности организма. Оказалось, что ребята привезли Леше сигареты и очень обиделись на то, что мы их не очень радушно встретили. Ага, а где мы теперь Катю будем искать? Но она вскоре сама вышла на свет. Тут же начались шутки, рассказы о том кто что подумал, на веселье подтянулись уже легшие спать. Оказалось, что топот копыт было слышно давно, а мы, кто был у костра, как-то его прослушали. Пошутили, повеселились и пошли спать. Но сон почему-то не шел, и я полночи прислушивался к разным шорохам и вспоминал где лежит топор.
По горам и долам
Следующий переход ничем особым не запомнился. Шли мы между горами по лесным дорогам, любоваться кроме деревьев и травы было нечем. Под ногами изредка попадалась земляника, но смысла из-за этих нескольких ягод останавливаться не было. Поэтому я начал изучать джигитовку пытаясь собрать ее на ходу. Сначала пытался сорвать высокую траву, уворачиваясь от встречных деревьев. Потом траву пониже, и еще нижу. Самым лучшим результатом был сорванный цветочек. Землянику я так и не поймал, обидно.
Через некоторое время мы вышли в долину реки Каги, где мы и расположились на последнюю стоянку в этом походе. Этот переход, как и предыдущий, занял немного времени и сил. Так что после обеда мы поехали покорять безымянную высоту, оставив на костре кипеть котел, куда покидали банки со сгущенкой.
Поднявшись на гору. Сфотографировались по одиночке, вместе, стоя на конях и стоя на конях вместе. Леша сказал, что Алмаз умеет вставать на свечку, и предложил мне попробовать заставить коня подняться на свечку. Раньше я никогда не поднимал коня на дыбы, поэтому Алексей объяснил, что нужно поводья тянуть на себя и все получится. Я стал тянул поводья на себя, дергал их, но Алмаз не вставал. Пару раз приподнял передние копыта и все. Но постепенно я понял, что надо действительно тянуть поводья на себя, не дергать, а просто потихоньку тянуть. Да и Алмаз не дурак, тоже смекнул что от него хотят и стал делать свечку по первому требованию.
Стоянка у заповедника
Когда мы вернулись в лагерь нас ждало лакомство, сгущенка уже сварилась. Не знаю кому-как, но мне сгущенка больше нравится вареной. Три банки ушли влет. После обеда все разбрелись кто-куда и занялись своими делами. Я и несколько девочек пошли собирать землянику, но там, куда мы пошли ее было не очень много и мне это занятие быстро наскучило. Вскоре на территории заповедника была обнаружена богатейшая земляничная поляна, где девчонки за полчаса умудрились набрать тазик ягоды. Через некоторое время все объелись так, что видеть не могли землянику.
Когда к ягоде интерес был потерян, было найдено новое занятие. Я понял почему Алмаз не хотел вставать на свечку. Он опытный конь, он знал чем это обернется. Ближе к вечеру он был отловлен из табуна, и каждый сделал себе фотографию на свечке, на лучшем коне всех времен и народов. Алмаз понял - чем быстрее мы получим снимки, тем быстрее отстанем от него и работал на камеру не покладая копыт.
Ночью мы любовались сказочным звездным небом, которое рассекал млечный путь. Августовское звездное небо - самое выразительное и красивое.
Возвращение на базу
Утром нас ждала обратная дорога в лагерь. Инструктора попытались скрасить нашу печаль, разрешив доесть оставшуюся сгущенку, но хотелось не сгущенки. Душа требовала продолжения похода, еще более долгих переходов, еще больше неизведанных мест, еще, еще и еще. Но нужно было возвращаться. А с другой стороны, завершать поход с таким хорошим настроением очень даже здорово. Остаются только прекрасные воспоминания, маршрут не успел надоесть, и запомнится он веселым и радостным событием в жизни.
Обратная дорога проходила по уже хорошо нам известной долине реки Кага. Несколько лихих галопов были подарены нам на память о завершении похода. Как же быстро пролетели эти 3 часа последнего перехода.
Вскоре мы вышли на базу и подошли к конюшне. Там нам предстояло попрощаться с нашими коняшками и пожелать им удачи. Алмаз мне очень понравился, и я очень благодарен ему, хороший конь.
Дорога до Уфы
На базе мы посетили баню, скушали прощальный ужин и собрались ехать в Уфу. Но здесь нас поджидала проблема. Мы заранее заказали места в автобусе от Каги до Уфы еще из похода (связь ловила почти на всем маршруте). Прибыв на базу, мы еще раз позвонили и подтвердили наше намерение ехать. Но через час перезвонили из диспетчерской и сказали, что места в автобусе неожиданно ушли, и нас забрать не получится.
Инструктора еще в походе предупреждали, что нужно заказывать тот автобус, который рекомендовал Сухов Ключ, но мы заказали другой. А нам нужно было обязательно попасть в этот день в Уфу. В итоге добираться нам пришлось с пересадкой на двух микроавтобусах - один от Каги до Белорецка, другой до Уфы. И это встало в копеечку. Придерживайтесь рекомендаций устроителей тура.
В Уфе нас приютила Татьяна, и нам не пришлось ломать голову где провести ночь. За это ей огромная благодарность и почтение, привет Таня! Мы мило поужинали, поболтали, обменялись контактами и на следующее утро разъехались по своим городам.
Заключение
Если вы читали текст написанный выше, то наверное уже не стоит говорить, что тур понравился. У меня есть небольшой опыт конных походов, и есть с чем сравнивать, я был верхом в Адыгее, в Карачаево-Черкесии и на Байкале. Возможно есть места красивее, есть условия проживания лучше. Но в совокупности это был лучший конный поход. В нем очень много именно “конного”. За неделю я научился ездить учебной рысью, поднимать коня на свечку, стоять на коне и срывать на ходу цветы. Этот тур налегке, так что можно во всю насладиться верховой ездой, это именно полноценный поход, а не радиальные выезды, постоянно меняются окружающие пейзажи, горы, поля, леса, реки. Виды потрясающие. Персонал - отличный, приветливые и обходительные люди, огромное спасибо Леше и Саше, нашим гидам. Удачи Вам, надеюсь еще увидимся.
Всем привет!
Начало: Башкирия - конный край (часть 1)