Мы пишем эту заметку себе на память. Она о том, как развивается наш сын Мендел, которому сейчас 4 года 4 месяца, и для тех, кому может помочь наш опыт в воспитании собственных детей.
Занимаемся мы с Менделом по нескольким основным направлениям: математика, подготовка руки к письму (хоть Мендел уже знает и пишет все буквы печатным стилем, мы делаем ряд заданий для подготовки руки к письму прописными буквами), чтение на русском языке, иврит, окружающий мир. Кое-что, как, например, исторические события и личности, мы узнаём по ходу изучения других тем. Например, изучая тему «Астрономия», мы установили на нашей
ленте истории картинку, изображающую Ю. Гагарина, с информацией о дате и факте первого полёта человека в космос. Таким образом, формируется лента событий, которая помогает систематизировать исторические события и факты.
По математике мы используем пособия серии «Ломоносовская школа». Очень довольны. Уже закончили первый учебник «Начинаю считать. 4-5 лет». Основными результатами от изучения этого учебника стали: умение прибавлять и вычитать на 1 в пределах 10, умение сравнивать числа в пределах 10, знание геометрических фигур. Книга этой серии по математике также содержит задания на развитие логики, даёт навыки порядкового счёта и др.
Учебник, по которому мы занимаемся сейчас - «Решаю и считаю. 5-6 лет», поможет Менделу научиться прибавлять и вычитать в пределах 10, познакомит его с составом чисел, научит решать задачи в одно действие.
Иногда некоторые задания вызывают у Мендела затруднение. Тогда мы откладываем изучение этой темы на некоторое время и возвращаемся к ней позже немного в другой форме. Например, первое знакомство с прибавлением числа 2 к другому числу. Ну, вот не мог ребёнок понять, что второе число, указанное в примере, является количеством шагов, которое нужно сделать на числовой прямой (на первых стадиях мы учим решать примеры с использованием числовой прямой). Вернувшись к этой теме снова через неделю, мы даже не стали открывать учебник. Начали рисовать сами интересное путешествие грибников в поисках грибов по числовой прямой. Рисовали, смеялись, считали… потихоньку всё стало проясняться.
Учебник нравится и нам, и ребёнку! В общем, результат налицо.
Русский язык мы учим также по книгам «Ломоносовской школы». Используем два пособия: «Пишу буквы. 5-6 лет» и «Хочу читать. 5-6 лет». Второе пособие заявлено как учебник по чтению, но мы его используем для знакомства с правилами русского языка. Мендел уже замечательно читает на русском, поэтому читать простые слова в три-четыре буквы нам совершенно не интересно. С другой стороны в этом пособии вводятся понятия гласных и согласных букв, глухие и звонкие согласные, виды предложений (восклицательные, вопросительные, утвердительные), твёрдые и мягкие согласные. Мы выполняем выборочно некоторые задания из этого учебника.
А пособие «Пишу буквы. 5-6 лет» мы прорабатываем полностью. Ребёнок учится ровно заштриховывать рисунки горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями, рисовать спирали, копировать узоры, рисовать круги и овалы, крючки… одним словом, в этом учебнике много заданий для подготовки руки к написанию письменных букв.
Схематически изобразить наше обучение чтению можно так: Кубики Н. Зайцева > Букварь Н. С. Жуковой > Чтение книг из серии «Читаем сами» (изд. Эксмо).
Наше мнение о кубиках Зайцева можно прочитать
здесь и
здесь.
Из всех существующих сейчас букварей букварь Жуковой пришёлся нам по духу. Он похож на классические буквари, по которым учили детей в 80-90 гг. Знакомство с буквами выстроено по частоте их использования в языке. На каждой странице приводятся короткие слоги для тренировки, а затем идут тексты, позже появляются ещё и вопросы к прочитанному тексту. Не буду много писать, на сайте книжного магазина «Лабиринт» есть около 100 восторженных комментариев людей, использующих этот букварь. С этим всё ясно.
Однако мы не закончили его до конца… Пришлось оставить. В букваре все слова и тексты приводятся с разбивкой по слогам, при этом каждый слог пишется через тире. На первых порах это даже помогает ребёнку. Но позже, как нам показалось, начинает тормозить скорость его чтения. Т. е. даже простые и знакомые для себя слова ребенок продолжал читать в этой книге по складам. Мы попробовали дать почитать ему тексты из обычных детских книг и увидели, что обычный текст, без тире и делений на слоги, он читает гораздо быстрее и легче. Было принято решение оставить занятия по букварю и начать читать несложные книги для дошкольников, написанные крупным шрифтом. Вот тут-то мы и перешли на серию «Читаем сами». Первой книгой, которую Мендел начал читать самостоятельно, была книга Л. Толстого «Детям». В этой книге приведены небольшие рассказы, на одну-две страницы, крупный шрифт, проставлены ударения. В этой серии издательства Эксмо вышло более десятка книг. Так что классных книг для самостоятельного начального чтения предостаточно.
Ивритом мы начали заниматься где-то лет с двух. Таким образом, к 3 годам, возрасту первой стрижки, Мендел уже свободно знал все буквы.
Опшерниш - на идиш, название первой стрижки мальчика. У евреев мальчиков стригут впервые в три года, это событие отмечается большим праздником и знаменует собой начало полноценного еврейского воспитания, ребенка приучают ходить с покрытой головой, разучивают с ним некоторые молитвы и т.д.
На празднике по случаю стрижки, он уверенно называл все буквы, указывая на постер с алфавитом пальчиком. Каждая буква была намазана мёдом, правильно назвав букву, и прикоснувшись к ней, Мендел облизывал сладкий палец. Это делается для того, чтобы буквы святого языка были усладой на устах ребёнка.
Затем мы продолжили изучение огласовок (обозначение гласных звуков, т.к. в иврите все буквы согласные). Мы прописывали буквы, разукрашивали новые слова, название которых мы выучили на иврите. С августа Мендел, с Б-жьей помощью, начнёт заниматься в специальной интернет-школе в подготовительной группе. Занятия в ней ведутся исключительно на иврите. Так что, думаю, при ежедневных регулярных занятиях с носителями языка мы быстро всё освоим.
Окружающий мир мы пытались изучать систематично по учебникам Вахрушева «Здравствуй, мир!». Но не пошло. Как-то скучно было, не интересно. Хотя мы даже приобрели толстенную книгу методических рекомендаций к его учебникам… может кому и понравится, там всё готово: чёткий план занятий, стишки по теме, вопросы, загадки и т.д., в принципе удобно, но у нас не пошло.
Мы импровизируем сами, учим то, что нравится нам. В учебнике стандартные темы, принятые для изучения в детском саду: «чайная посуда», «профессии», «мы едем в зоопарк», «в лес по грибы», «птицы зимой» и т.д. Темы, которые учим мы, можно найти по тегам «
тематическая неделя», «
окружающий мир».