Экскурсия 1 Экскурсия 2 Экскурсия 3 Главное отличие венецианской изобразительной школы в эпоху Ренессанса заключается в том, что она позже (чем Флоренция) обращается к возрождению. Это связано с тесными связями Венеции с Византией.
Но в 1453 год происходит падение Константинополя и искусство Венеции входит в стадию возрождения.
Для Венеции главное имя Ренессанса - это
Беллини. К сожалению, его работ нет в Эрмитаже, поэтому эпоху возрождения в Венеции будем рассматривать на примере работ других художников. Виварини - пример семейной артели. Работали на острове Мурано. Для Венеции характерны более яркие образы. Особенное изображение Иисуса: он на подушечке, а не как у флорентийцев на руках или на коленях. Сама Мадонна находится на фоне роскошной драпировки: бархат и предметы роскоши это основной товар Венеции после падения Константинополя. Сзади мы ещё видим золотой фон - это наследие из времен Византии. Так же должен обратить внимание на парапет в нижней части картины - это отличительная и очень заметная особенности множества византийских картин.
Святое собеседование. Тоже парапет. Фигуры изображены по колено, а не в полный рост, как во Флоренции. Вместе с тем видна внутренняя динамика картины. Женщины не статичны, все находятся в разных позах, смотрят в разные стороны.
Чима Конельяно - ещё один яркий представитель
кватроченто. Заказчиками картины были прядильщики цеха. Помимо центральных фигур классического сюжета благовещения, изображено множество мелких деталей и милых элементов. Например, роскошная венецианская кровать с балдахином. Наверху написаны ветхозаветные пророчества. Муха на ножке стола прописана как живая - это символ грехов, которые предстоит искупить Спасителю. Каждая деталь прописана чётко и гармонично. Яркие цвета и сочные фактуры.
Одна из центральных фигур Венеции в период высокого возрождения - это
Джорджоне. Его можно назвать поэтом в живописи. Его работы особенны лиричностью и созерцательностью. К сожалению, прожил 30 с небольшим. Умер от чумы.
Его шедевральная работа
Юдифь. По легенде, иудейка очаровала Алаферна, который осадил её родной город, опьянила его (собой и вином) и отруби ему голову. Ренессанс любит такие темы, когда сильный человек превозмогает обстоятельства. Джорджоне изображает Юдифь уже после подвига. А у головы убитого - улыбка. Мы понимаем, что в последние мгновения жизни он был счастлив с ней. Цвет платья просто удивителен! Оно спадает как туника, как платье у древних греков. Черты лица прописаны уже без четких линий. Явное влияние Леонардо. Свето-тень и
сфумато. На фоне мы видим рассвет, начинается новый день.
Картины Джорджоне выразительны без слов, сами по-себе, как поэмы.
Еще одна его картина на библейскую тему. Но это уже не икона. Нельзя представить, что перед ней кто-то молится. Контуры фигур нечёткие. Они больше не похожи на аппликации. Мадонна не смотрит на зрителя. Читаются думы о будущем её Сына.
А рядом находится картина Тициана. Они вместе с Джорджоне расписывали Немецкое подворье в Венеции. И видно, что картины похожи по манере исполнения.
Но Тициан уже идёт своим путем. Его привлекает природа, её красота. Чувственное искусство. Он пишет большие полотна, без чёткого центра и с относительной симметрией.
Портрет в Венеции эволюционирует. Сначала портреты в профиль, по пояс, как на монетах. Со временем голова постепенно поворачивается к зрителю. Взгляд тоже не сразу смотрит на зрителя. Почти всюду присутствует Венецианский парапет.
Классический портрет в эпоху возрождения близок к Джаконде. Человек сидит в кресле. Руки сложены. Изображен мир, в котором живет человек в Венеции. Причём, показывается мир гармоничный. Рациональный. Всё очень идеальное. Ясно видны несколько четких планов на картине. При этом показана любовь венецианцев к роскоши. Одежды, меха.
Портрет в дальнейшем переходит к изображению в полный рост. Надо отметить, что венецианцы первые разрабатывают групповой портрет. Хотя в дальнейшем в Италии этот тип не сильно развился и получил своё продолжение в Голландии, но макаронники были первыми.
Тициан. Одна из его ранних работ - портрет папы
Павла III. Считается работой мастерской Тициана. Средина XVI века. Павел - это инициатор инквизиции. При нём появляется орден иезуитов. Во всю идёт контрреформация. В портрете видно стремление показать внутреннюю суть человека. Хищный взгляд. Поза птицы. Потом подобное будет уже у Веласкеса.
Даная - это пограничный рубеж между ранним и поздним Тицианом. Античный сюжет. Можно сказать, что Тициан лучше всех понял суть античной культуры. Суть заключается в наслаждение жизнью. Даная молода и красива. Может быть это не в полной мере эталон красоты, а в том смысле, что показана полнота жизни. Молодость - это время для радости. Старуха (корыстно собирающая золото) только подчёркивает это.
Но это время перелома в жизни, и Тициана, и Венеции. Город-государство терпит поражения от турок. С открытием Америки, уход рынков сбыта. Упадок.
Сюжет Марии Магдалины - это сюжет кающейся границы, тема покаяния. Она изображена на фоне мрачной природы, а не в пустыне (как надо согласно жизнеописанию). Мы видим сильное страдание. Глаза красные. Слёзы текут и волосы спадают на плечи. Картина передает настроение самого автора, его личную драму и переживания. Но при этом Тициан воспевает её красоту. Александр Бенуа говорил, что эта картина - та же Венера, но с оттенком христианства.
Более поздние картины это уже не драмы, а настоящие трагедии. Страдания видны на лице и в глазах. Мы погружаемся в картину. Новые приемы построения, как в кинокадре. Композиция картины обрезана. Нет рационального построения.
Св. Себастьян. Мы видим мотив несломленного человека. Гибнущий герой вызывает восхищение. Можно видеть полосу по центру картины: холст был добавлен. Сначала Тициан хотел написать только вернхнюю часть, но потом дорисовал и ноги, так, что человек стоит как скала. Единая и цельная среда картины. Настроение передано в палитре, в том как положена краска.