«Я спокойно переносил бытовой ужас»

Mar 03, 2015 21:04

Отрывок из книги Бориса Немцова «Исповедь бунтаря»

This is an extract from an autobiography of the outstanding Russian politician Boris Nemtsov, who was murdered last week. From this text, you will learn about his life in the Soviet Union and afterwards. I have provided a list of difficult Russian words with explanations.




Я родился в довольно бедной семье: отец - строитель, мама - врач. Более того, вырос, по классификации психологов, в неполной семье. Отец рано ушел от нас, мне тогда едва исполнилось четыре года. Моя мама одна воспитывала меня и мою старшую сестру Юлю. Сестра старше меня на шесть лет и всегда выступала образцом для подражания. Юля была настолько правильной и ответственной, что в результате стала христианским проповедником. А я вот не стал.

Мама работала в поликлинике врачом-педиатром, в советские времена (да и сейчас) врачам платили мало, их не считали основой советского общества. По крайней мере тех врачей, которые ежедневно вкалывали в обычных поликлиниках. Мы жили бедно. Например, мороженое мне покупали только после лечения зубов. До семи лет мы жили в Сочи. По особым случаям ходили на пляж Ривьера, где, отстояв огромную очередь (в «совке» всегда за всем выстраивались очереди), покупали кофе с молоком и пончик - зажаренный на прогорклом масле и посыпанный сахарной пудрой кусок теста. Одежду мама всю жизнь покупала мне на вырост, ботинки - на один-два размера больше.

Потом мы переехали в Нижний Новгород, город Горький по советской топонимике. Мама получила двухкомнатную квартиру размером в 26 квадратных метров. Комнаты в этой хрущевке, естественно, были проходными, но нас тут много умещалось. Моя сестра вышла замуж, ее муж переселился к нам, затем у них родился сын. В итоге в двух миниатюрных комнатах разместились пять человек. Потом я женился, родилась Жанна… Семь человек на пятачке. Но я спокойно переносил этот бытовой ужас. Стабильная, гарантированная бедность - типичная жизнь значительной части советских людей.

Правда, начиная примерно с тринадцати лет я самостоятельно зарабатывал деньги. По ночам разгружал продукты в молочном магазине, который находился напротив нашего дома. Были и более криминальные способы пополнения бюджета. Летом по ночам мы залезали в чужие огороды, собирали там клубнику, а потом за бесценок продавали ее на рынке. Из этого заработка половину я отдавал матери, половину оставлял себе.

Уже в университете я занимался репетиторством: давал уроки по физике, математике и английскому языку. Это был очень доходный бизнес - пять рублей в час, деньги по тем временам баснословные. Это позволяло мне нормально жить. Кроме того, в стройотрядах летом мы иногда зарабатывали до 1000 рублей в месяц. Это вообще огромные деньги, учитывая, что автомобиль марки «Волга» стоил пять с половиной тысяч советских рублей.

Я вкалывал! Студентом зарабатывал, как советский профессор. Тем не менее у меня не было ни машины, ни собственной квартиры. И ощущение, что я из этой нищеты все-таки когда-нибудь вырвусь, пришло только на старших курсах. И все-таки репетиторство сразу по трем предметам приносило мне основной доход все время, пока я занимался наукой, то есть до 1990 года. А в 1990-м меня избрали депутатом Верховного совета России.

В российском парламенте мне сразу бросилась в глаза интересная деталь поведения избранников народа. Парламент представлял почти весь политический и общественный спектр того времени: огромная фракция классических коммунистов, чуть меньше - фракция коммунистов, которые за демократию, отдельная фракция - «Демократическая Россия», еще какие-то националистические группы. По каждому вопросу, по каждому законопроекту - бурные споры, скандалы, доходившие до мордобоя. Единственный вопрос, по которому было полное единодушие, это вопрос о предоставлении московского жилья. В едином порыве коммунисты, демократы, националисты голосовали за то, чтобы немедленно для несчастных депутатов построить дом. Это меня так взбесило, что я отказался получать квартиру в Москве.

Через какое-то время я стал губернатором. У нас с матерью была двухкомнатная квартира, но за мной как за губернатором закрепили государственную дачу. В принципе, поверить, что губернатор ведущей индустриальной губернии живет в двухкомнатной квартире, очень сложно. Тем более что был принят закон о губернаторе в Нижегородской области, согласно которому губернатор имел право за счет областного бюджета купить квартиру. Не скрою, в моей семье проходили довольно жесткие дискуссии насчет этой проблемы, но квартиру я не взял. Жена хотела меня удушить, сестра как христианский проповедник ее поддержала, а мама просто тихо вздыхала. Иногда к нам в гости заезжали известные люди: Чубайс, Гайдар, Михалков… Шок - это самое мягкое определение того, что испытывали эти гости.

Почему я пошел на принцип?

Конечно, мне хотелось новую квартиру. Я мечтал о новой квартире - светлой и просторной. Но понимал, что, увидев мою слабость, вертикаль сработает мгновенно: чиновники по всей иерархии вплоть до сельского старосты тоже возьмут себе по квартире, быстро примут аналогичные законы или постановления на всех уровнях властной лестницы. Эта бесчисленная армия чиновников и бюрократов незаметно и стремительно растащила бы бюджетные средства по личным карманам. Поддавшись искушению, я лишился бы и морального, и юридического права возразить своим подчиненным.

Кстати, через пару лет после этого в Нижегородской области завели уголовные дела по поводу захвата квартир налоговыми инспекторами. Я с чистой совестью говорил: «Сажайте, они украли наши с вами деньги». Никто не мог бросить в меня камень, хотя многие говорили, что это популизм. Губернаторы других областей смотрели на меня, как на умалишенного или провокатора, и не верили, что все чисто. Назначенный Путиным губернатор Шанцев как-то в шутку признался, что все еще надеется найти хоть маленький свечной заводик, принадлежащий Немцову. Но ничего нет.

http://www.novayagazeta.ru/society/67471.html

СЛОВА

вкалывать - (разг.) много и упорно работать

«совок» - (разг., неодобрительно) СССР

одежда на вырост - одежда большого размера, чтобы ребенок носил ее несколько лет, пока он растет

прогорклое масло - несвежее и поэтому горьковатое на вкус масло

проходные комнаты - комнаты в квартире не изолированы, через них нужно проходить, чтобы попасть в другие комнаты

пятачок - (разг.) маленькое, тесное пространство

за бесценок - очень дешево

хрущевка - (разг.) небольшая квартира в стандартном 5-этажном доме; такие квартиры начали массово строить при Н.С.Хрущеве

по тем временам - в то время

мордобой - (разг.) драка, особенно когда бьют в лицо (в "морду")

губерния - старое название области. Губернии в России существовали до 1920-х годов, а затем были заменены областями и краями. В постсоветское время руководитель области стал называться губернатором, но переименовывать области обратно в губернии не стали.

вертикаль - иерархия чиновников, от высшего до низшего. Это слово и выражение "вертикаль власти" (или "властная вертикаль") обычно употребляются в связи с режимом Путина.

сельский староста - самый нижний чиновник. Здесь употреблено в переносном смысле (как и губерния), поскольку сельские старосты существовали до революции 1917 года.

бросить камень - (выражение из Библии) обвинить

умалишенный - сумасшедший

свечной заводик - (разг.) маленькое частное предприятие, о котором мало кому известно

:nemtsov, russian study materials, ussr, russia

Previous post Next post
Up