Алексей Девотченко: «Тех, кто не боится, можно пересчитать по пальцам»

Apr 26, 2010 10:26

Alexey Devotchenko from St.Petersburg is one of the few actors who are openly against Putin's regime and the building of the Gazprom skyscraper in the city. Recently, after he appealed to other workers of culture not to participate in state propaganda, he was fired from theatre, where he had worked.



Недавно питерский актер Алексей Девотченко лишился работы в Малом драматическом театре - «Театре Европы» за свои, как он считает, резкие высказывания против нынешней власти и положения дел в культуре. Постоянный участник маршей несогласных и митингов против строительства Охта-центра в Санкт-Петербурге, Алексей ДЕВОТЧЕНКО дал интервью «НИ».

- Алексей, вы обратились к коллегам по творческому цеху с призывом не участвовать в съемках фильмов шовинистических, антисемитских, восхваляющих Сталина. А также не читать закадровых текстов в пропагандистских документальных фильмах. Почему?

- С одной стороны, это личное дело каждого, протестовать против того, что сейчас творится в России, выходить на митинги или нет. Кто-то кричит: «Не могу молчать!», а кто-то спокойно отсиживается в углу. Хрестоматийная ситуация, в школе проходили, знаем, что в нашей истории такое уже случалось, и не раз. Актеры должны знать и понимать, что, выбрав эту профессию, они возложили на себя определенную миссию. Люди их слушают, доверяют им и, значит, могут объединиться вокруг них. Надо же что-то менять.

- И что же надо менять?

- Многое. Сколько мы еще будем не замечать бедствующих пенсионеров, бомжей, нищих, разоренную экономику, развал науки, произвол чиновников?

- Ваш призыв опубликован в ЖЖ. Что пишут в комментариях?

- Разное пишут, кто-то одобряет, кто-то осуждает. Писали, что тот, кому надо кормить семью, по определению зависит от тех, кто платит. Злобных комментариев было больше, это меня поразило, какие-то базарные выступы под девизом: «Сам дурак!». Некоторые предположили, что я гоню заказную пургу: мол, Девотченко заказ спецслужб отрабатывает. Противно мне, граждане. Как перед вами бисер ни мечи, вы все равно стремитесь остаться рабами.

- К вам кто-нибудь уже присоединился?

- О своем решении не обязательно сообщать на всю страну, можно тихо отказаться от участия в фильме или передаче, не вдаваясь в причины своего поступка. Просто отойти в сторону от позорного проекта. А можно - громко, как Данила Козловский, отказавшись сниматься в продолжении фильма «Мы из будущего». Данила прочитал сценарий и понял, что от него за версту несет ксенофобией, антиукраинскими настроениями, - и не стал пачкаться.

- Но фильм же все равно вышел, роль Бормана сыграл другой известный актер - ничего не случилось…

- А что должно было случиться? Поклонники Козловского заинтересовались, почему это их кумир не играет в фильме. Узнали причину, и я уверен, что они смотрели этот фильм уже другими глазами. Многие отмахиваются - деньги не пахнут. А мне кажется, что деньги, заработанные в заказных проектах, пахнут нечистотами тюремных камер, смрадом неухоженных больниц, домов престарелых, омоновскими сапогами. На них оседает пыль от сноса исторических зданий, памятников архитектуры.

- И обо всем этом вы говорите на митингах движения Объединенный гражданский фронт? Почему вступили в эту организацию?

- И на митингах ОГФ, и на маршах несогласных. Мне кажется, что сегодня ОГФ - одно из самых адекватных политических движений за восстановление конституционных прав граждан России, которые сейчас не выполняются: право на бесплатное образование, на обеспеченную старость, на медицинское обслуживание, на свободу слова. Привлекает еще и то, что это именно движение, а не партия, не организация, в которую надо вступать, платить взносы, у которой есть партийное имущество, казна. Я хорошо отношусь к Гарри Кимовичу Каспарову, давно знаком с ним.

- А что собой представляет движение «Живой город», в котором вы тоже участвуете?

- Это движение против питерского губернатора. Меня убивает то, что происходит с моим родным Питером. Посмотрите на результаты градостроительной политики Матвиенко. Я уже забыл, когда я выходил на пустынную Дворцовую площадь и наслаждался классическим видом этого архитектурного творения. Там все время происходят какие-то ярмарки, гулянки, танцуют, поют залихватские песни, там то ларьки, то катки, то еще что-нибудь. Петербург теряет свой облик, разрушаются его памятники, на их месте появляются бизнес-центры. Петербург задумывался как горизонтальный город с длинными проспектами, набережными, он должен уходить за горизонт и там сливаться с небом. Как можно в этом городе построить Охта-центр?!

- Выходит, что в политической борьбе не обойтись без представителей искусства?

- Я убежден, что чистого искусства нет. Творчество - это всегда трибуна для пропаганды идей. Все лучшие спектакли к чему-то призывают. Вспомните работы Мейерхольда, Таирова, Любимова, Додина. В них есть протест. Гоголь написал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». А можно и зла или замаскировать добро под зло. Сейчас театр - это единственное неподцензурное пространство в отличие от телевидения, кино.

- Вы относитесь к творчеству, как к возможности выразить свою гражданскую позицию?

- Сцена, экран - это трибуны артистов. Многие режиссеры и артисты просят не мешать им заниматься чистым искусством. А такового на самом деле не бывает. Тех, кто не боится высказываться, можно пересчитать по пальцам одной руки: Шевчук, Борзыкин, Германы- Леша и Алексей Юрьевич, Олег Басилашвили - старая гвардия. Мое отношение к происходящему звучит в моноспектаклях Творческого проекта Алексея Девотченко по произведениям Саши Черного, Лимонова, Кибирова, Салтыкова-Щедрина. Театр должен будоражить мозги зрителя, чтобы он уходил не пустой.

- И многие театры будоражат?

- В Питере я знаю только один театр, который заставляет зрителей шевелить мозгами - это театр Додина. Многое мы упустили, выросла другая публика, воспитанная уже при новой власти. Этот контингент ходит в театр за другим - за развлечением, отдыхом, комедией, узнаваемыми лицами, приятным времяпрепровождением.

- Почему вас не многие поддерживают?

- Одни боятся, другие равнодушны. Вообще равнодушие убивает и молчание убивает. А ведь в наше время молчать преступно. Надо говорить, надо говорить.

- А вы уверены, что вас правильно поймут?

- Уверен, у меня есть мой зритель, который ходит на меня. Я все время думаю о том, почему большинство людей так легко прогибаются под власть? Почему русский человек между несвободой и свободой все равно быстрее выберет несвободу? Я думаю, что сегодня многое зависит от пропаганды, телевидение (особенно в регионах) зомбирует людей.

- Как относятся коллеги по цеху к вашей общественной деятельности?

- По-разному, смеются, подозревают в саморекламе, будто бы Леша Девотченко пиарится со своими дружками-демократами. Но пиариться на митингах, где можно получить кувалдой по голове, - сомнительное удовольствие.

- Почему вы ушли из театра? Говорят, вас уволили по политическим соображениям.

- Не думаю, Додин мне очень многое прощал, все мои загулы и запои, он мне очень помогал. Почему уволил? Говорит, за срывы спектаклей, но это совпало с выходом моего интервью про то, что власть в стране принадлежит чекистам.

- Где работаете сейчас?

- Меня никуда не зовут, боятся, что напьюсь и сорву спектакль. Поэтому я один или два раза в месяц играю в «Короле Лире» шута, выступаю со своими моноспектаклями - и это все. Я открыл, что в стол могут работать не только писатели и поэты, но и актеры тоже. Я обдумываю новый моноспектакль по произведениям Радищева и работам Чаадаева. Ищу режиссера для этого спектакля, деньги ищу, чтобы ему заплатить.

ЛЮДМИЛА ПРИВИЗЕНЦЕВА
http://www.newizv.ru/news/2010-04-26/125767/

Алексей Девотченко ведет блог aldevot

От себя замечу, что актрисы Лия Ахеджакова и Наталья Фатеева тоже довольно резко отзываются от нынешнем режиме.

:devotchenko, culture, st.petersburg, russia

Previous post Next post
Up