Об отношении к Олимпиаде

Feb 07, 2014 20:06

Вот и стартовала, не успев начаться, сочинская Олимпиада. Ещё до открытия, которое должно состояться сегодня вечером, прошли квалификационные соревнования в ряде дисциплин, а фигуристы даже включились в полноценную борьбу за медали, откатав короткую программу в командных соревнованиях. И никого не смущает этот факт. Даже британские журналисты не смеются. Ведь такая практика - абсолютная норма. Старты нужно более-менее равномерно распределить по дням, да ещё и так, чтобы ни дня не прошло без розыгрыша комплекта наград, при этом церемонии желательно поставить на выходные или на вечер пятницы. Так было даже в Лондоне.

Но всё же как так получилось, что эти игры, такие долгожданные в момент одобрения заявки, вызывают к моменту старта столь противоречивые чувства. Одни ждут не дождутся соревнований, другие до сих пор требуют отмены игр по политическим мотивам. Одни считают, что игры, не успев начаться, уже самые лучшие в истории, ведь они наши, другие считают, что как бы ни прошли соревнования, всё равно игры провалятся. Одни не отходят от экрана и болеют за наших, другие призывают бойкотировать игры и открыто желают нашим неудачного выступления. Одни думают, куда бы на пару недель скрыться из родного Сочи, другие не понимают, почему их - граждан России - не пускают в Сочи посмотреть на любимых спортсменов без объяснения причин. То есть причины-то на ум приходят, но кроме членства в каких-то организациях, участия в избирательных кампаниях и уличных акциях многие не смогли вспомнить о себе ничего компрометирующего. Опять политические мотивы?


При ответе на вопрос, почему игры вызвали к себе такое противоречивое отношение, от политики вообще никуда не уйти. И обе стороны, если корректно делить нас на стороны в данном случае, прекрасно это осознают. Вот и получается, что в стране с такими традициями телевизионного боления и с таким трепетным отношением к Олимпийским играм эти самые игры стали поводом для виртуальной политической олимпиады. Массовый спорт в этом плане оказался не хуже спорта высоких достижений. Мутко может быть доволен. Ну а что? Виноваты в таком отношении обе стороны, но всё же, положа руку на сердце, как раз власти могут винить только себя.

В играх изначально склонны были видеть не просто праздник зимних видов спорта в самой зимней стране, а демонстрацию головокружения от успехов. В этом нет, наверное, ничего удивительного или предосудительного. Многие крупные спортивные мероприятия имеют подобный подтекст, и играм в Сочи до чемпионата мира по футболу в Катаре по данному параметру ещё… быстрее, выше, сильнее. Но, к сожалению, задумав показать себя на международной арене, организаторы слишком сильно перегрузили игры политически и на внутреннем рынке. Вы, возможно, этого и не заметили, потому как никто не талдычил нам с экрана, что Олимпиада должна доказать всем превосходство суверенной демократии над общественным устройством западных стран, но подсознательно наверняка ощутили. Ведь последние годы новости пестрели предолимпийской эйфорией. Проведение Олимпиады толковалось как первоочередная задача государства. Достаточно однозначно подчёркивалась причастность к играм первых лиц. Дошло аж до того, что выбор места проведения Олимпиады приписали отцу нашего народа Владимиру Владимировичу Путину. Здесь политтехнологи, впрочем, могли бы и оступиться, но на их счастье мало кто помнит о заявке нашего курорта на зимние же игры 1998. Что неудивительно: победитель (Нагано) был определён в 1991. Сочи со второго раза получили игры в 2007. Перезаявка - стандартная практика при определении олимпийской столицы. Некоторые даже подают две заявки с разницей в четыре года, чтоб уж наверняка.

Путин инспектирует олимпийские объекты (этот весьма бюрократический по форме оборот давно стал общеупотребительным). Путин распекает Билалова. Путин опробовал горнолыжную трассу. Просто лётчик-испытатель. Путин вышел на лёд в составе хоккейной команды. Даже в телевизионном анонсе фильма о подготовке к Олимпиаде показаны кадры с президентом, выкатывающимся на лёд. На спине святая для нас фамилия. Телевизионный анонс, кстати, очень хороший инструмент ненавязчивой пропаганды. Если кто и не станет смотреть фильм, то анонс-то точно увидит. И главную мысль прочтёт. Вот кто затеял этот праздник для всех нас! И как бы кто ни относился лично к национальному лидеру, после шести лет непрерывной избирательной кампании у многих будет наблюдаться синдром, аналогичный электоральной усталости. Как после девяностых, когда вдруг в новые, не всегда понятные, органы начали избирать и быть избранными, обманывать и быть обманутыми. Переборщили, проще говоря.

Ко всему этому добавились и нарастающие попытки социальной мобилизации. Если в 2007 игры были просто радостью, домашней Олимпиадой, которую давно и без иронии заслужила наша страна, и всем просто хотелось провести всё идеально, ближе к 2014 нам стала внушаться мысль о причастности каждого. А идеально всё пройдёт и так. Ведь обратное могут подозревать только враги. И нет такой семьи, которой не коснулась бы Олимпиада. Поэтому и игры у нас «жаркие, зимние, твои» (слоган, кстати, сам по себе отличный), а для внутреннего потребления приспособлен лозунг «Это твоя Олимпиада!». Твоя, и никуда ты от неё не денешься. И если во всём мире Олимпийские игры - это, прежде всего, дело того города, который их проводит, у нас это мероприятие общегосударственное. И «главный олимпийский магазин» поэтому в Москве, а в центре Петербурга часы с обратным отсчётом до начала игр. Что опять же не удивляет. Похоже, чем дальше гражданин находится от Сочи, тем с большим основанием он может возгласить: «Это моя Олимпиада!». И подобное лицемерие - ещё один фактор отторжения для многих наших сограждан.

Игры ведь сделаны для кого угодно, только не для простых сочинцев. О выселениях, отъёме собственности, особенностях въезда в город и передвижения по городу говорить не принято как вообще не принято преподносить альтернативные точки зрения и сопутствующие негативные факты, касающиеся общегосударственных мероприятий. В известном смысле, игры оказались и не совсем для простых россиян. Болельщики туда, конечно, съехались, но многим отказали во въезде без объяснения причин. А спортсмены да члены делегаций, равно как и иностранные болельщики, приедут и уедут. Может, это их Олимпиада? И здесь я ничего не утрирую. Многое даже сжал. Я ведь был в Сочи относительно недавно. В ноябре. Говорил с простыми жителями - людьми совершенно разных взглядов. И чуть ли не в один голос они говорили: «Скорее бы уже эта Олимпиада прошла! Мы устали!». «Скорее бы уже уехали эти Мишки, Зайки, Лепердятки! Смотреть на них не могу!». А коренной сочинец, которого никак нельзя упрекнуть в верности Госдепу, ибо он признавался в неприязни к Америке и возлагал на неё вину за войну с Грузией, резко высказывался против этих игр, особо напирая на тему коррупции.

Усталость сочинцев понятна. Вся эта социальная мобилизация, которая довольно явственно ощущается даже в Петербурге, в Краснодарском крае возводится в квадрат, а непосредственно в Сочи - в куб. С другой стороны, как оказалось, и повышенное внимание к реально существующим негативным сторонам праздника может вредить объективности и адекватному восприятию игр. На любое действие всегда найдётся противодействие. Чем сильнее становились бравурные речи о прекрасной готовности к самой лучшей Олимпиаде на свете, тем сильнее, под влиянием выше описанных факторов, становилось и желание заглянуть на ту сторону Луны. У меня лично ни малейшего сомнения не вызывают многократно изложенные факты коррупции при строительстве как спортивных сооружений, так и объектов инфраструктуры, вечные проблемы с парадной набережной в Олимпийском парке, рейдерские захваты, экологический нигилизм и так далее. Беда в том, что все эти аргументы против существующей политики и лично отдельных ответственных персонажей вскоре легли таким же тяжким грузом на сознание многих альтернативно мыслящих сограждан и заменили смысл и содержание всей Олимпиады. Произошёл тот же эффект, что и с реципиентами официальных новостей. Для одних «игры - это историческое событие и великий успех», для других «Олимпиада - это коррупция и тоталитаризм».

И для тех, и для других суть Олимпиады уже выхолощена. Спорт уже не так важен. Важно «показать всему миру, что у нас всё круто!», или что «всё кругом разворовано, это преступная Олимпиада». В этом отношении переборщили обе стороны. И обе стороны лишили себя радости Олимпийских игр, мобилизовавшись лишь через отрицательные эмоции.

Что до коррупции, я, безусловно, считаю, что нужно сажать и конфисковывать. Но это отдельная песня. Тем более, увы и ах, распил у нас есть абсолютно везде. Это не оправдание распильщиков. Это лишь призыв к разделению события как события и события как повода для незаконного обогащения. На любых строительных работах наживаются чиновники всех мастей. Общество вправе эти факты вскрывать, обнародовать, требовать посадок. Поэтому правы те, кто говорит на эту тему, собирает информацию, составляет карты и схемы, вывешивает их для всеобщего доступа. Но коррупция при строительстве больниц не повод не строить больницы. Коррупция при строительстве дорог не повод не строить дороги. Коррупция на Олимпиаде не аргумент против самой Олимпиады и тем более против российских спортсменов. А то кто-то уже писал, что желает нашим олимпийцам неслыханного провала, ибо игры - позор. Ну вот причём тут олимпийцы…

Казалось бы, очевидные вещи пришлось написать в предыдущем абзаце, но адекватного ответа по громкой связи так и не последовало. Вместо этого на все обнародованные негативные факты (именно факты, а не домыслы и инсценировки) идут абсолютно нелепые агрессивно пропагандистские отповеди. Нелепостей вокруг Олимпиады нагорожено вообще очень много. Хотя олимпийскому богослужению всё же далеко до огромной Чебурашки в храме Божием перед предыдущими играми, а опора ЛЭП в виде леопарда - одного из талисманов Сочи 2014 - мне лично даже очень понравилась. Но такие нелепости будут неизбежно сопровождать любую искусственную попытку сакрализации чего бы то ни было. Сознание людей меняется, и нарочитый пафос там, где его быть не должно, будет вызывать лишь усмешки, что мы все наблюдали на эстафете олимпийского огня. Гаснущие факелы - это норма. Совершенно справедливо говорят об этом защитники Олимпиады. Но сказав А, скажите и Б. Посмеяться над погасшим факелом - это тоже норма. Поэтому логично было бы просто не обращать на усмешки внимания. Но гиперсакрализация мероприятия требует обвинять насмехающихся в непатриотизме и цинизме. Охрана факела - это нормально, говорят нам. Сказали А, скажите и Б. Охрана любого массового мероприятия есть норма, но не раздутыми силами ФСО (которые, кстати, уже осенью патрулировали Сочи совместно с экипажами ДПС). И точно также нормальны протесты против игр и одиночные пикеты. Превентивные аресты активистов Эковахты и краснодарского Яблока суть совершенно неадекватные меры. Человек в толпе с плакатом никому не помешает. Показывать его по телевизору необязательно (а если и покажут, то нестрашно). Любой более-менее профессиональный специалист по охране сможет, не причиняя физического вреда, оттеснить такого товарища в случае его попытки вмешаться в процесс.

Нам же с высокой трибуны вещают, что всё в норме, но при этом ведут себя так, как будто и не в норме вовсе. Ведь если сбои при подготовке к Олимпиаде - это нормальное явление (оно и правда нормальное), то зачем одновременно говорить, что сбои - норма и что сбоев нет. «У меня кран в ванной не прикручен!» - «Дааа? Зато у вас грузины на трассах гибнут!» - отплёвывается от врагов Отечества Коробков-Землянский в своём твиттере. Кто-то из спортсменов разместил фотографию с двумя унитазами. Спортсмены посмеются и забудут. Такие казусы есть в любой стране мира: что, картинок в интернете не видели? Но нет, почему-то администрация тут же даёт нелепую отповедь о том, что это не туалет, а кладовка. Зачем-то решает оправдываться заведомой ложью. Зачем-то мы начинаем макать в грязь тех, кто делится в сети этой забавной картинкой. Мы сами что ли никогда не видели в общественных туалетах по всей стране надписи «бумагу в унитаз не бросать!»? Так бы посмеялись и забыли, теперь же своей глупостью только всех раззадорили. И это тоже влияет на отношение в играм. Месяц назад мы узнали, что у самого президента в резиденции ржавая вода, а вот в гостинице для журналистов спустя месяц ржавой воды нет и быть не может, это всё клевета. Опять нелепейшее противоречие. Иногда лучше молчать, чем говорить.

Вообще, реакция на журналистские мытарства предолимпийских дней поражает. Да, олимпийская инфраструктура не может не давать сбоя хотя бы по той причине, что на полную мощность она запускается и работает только один раз - во время Олимпиады. Испытать её в условиях, приближенных к боевым, практически невозможно. Максимум, что можно сделать - испытать отдельные элементы. Для этого и проводились тестовые соревнования. Косяки были и в Ванкувере. В Турине таял снег. Про Солт-Лейк можно я не буду? В данном же случае вообще довольно очевидно, что обделался частный сектор. Из олимпийской деревни жалоб не слышно. Жалуются на гостиницы, причём на новые. Посели ли бы СМИ в гостиницы, работающие уже несколько лет, где всё отлажено (вроде той, где жил я) - не было бы ничего этого. Тем более, что всё это рабочие моменты. В Вене мне меняли дверную ручку, в Риме через туалет был проложен выход на балкон. Скандал в Сочи получился столь громким только из-за рода занятий участников: это журналисты. Но он вызвал нешуточную нервную реакцию у тех, кому беспокоиться не о чем. Ажно сам Козак вопреки всем фактам заявил, что оснований для недовольства инфраструктурой нет, а сведения намеренно искажаются. Опять происки врагов? Конечно. Ещё до Козака наши простые сограждане обозвали иностранца, у которого обвалился карниз, дебоширом. Ибо сам виноват. Чтоб карнизы не падали, не надо их ронять. Такая вот логика человека, поддавшегося предолимпийской мобилизации. Положительные эмоции замещены отрицательными. И вовсе не у тех, кто «намеренно пишет негатив», а как раз у тех, кто вроде бы смотрит на положение дел сквозь розовые очки, утверждает, что всё отлично, потому что у нас всегда всё отлично.

А в действительности нужно смотреть правде в глаза. Есть много несомненно хорошего. Есть объективные недостатки. Последние следует признавать и устранять, а не выдавать желаемое за действительное. Патриотизм-то он именно в этом, а не в верещании, что всё идеально. Но всё это не имеет отношения к самим играм и к спортсменам, принимающим участие. И мне тоже, знаете ли, при всём признании и коррупции, и ляпов, хочется, чтобы это были лучшие игры в истории. В действительности, а не в реляциях официальной пропаганды. И саму пропаганду ради этой цели стоило бы устранить вовсе. Потому как именно информационная политика государства во многом стала отправной точкой столь неоднозначного отношения к Олимпиаде в столь олимпийской стране. И лучше бы этой информационной политики не было вовсе.

Путин, Сочи 2014, актуальное

Previous post Next post
Up