Минобр снова послал нас на три буквы: к ЕГЭ добавится ГТО

Mar 25, 2014 18:55

С делами украинскими мы как-то совсем позабыли о не такой давней инициативе отца нашего народа Владимира Владимировича Путина возродить нормы ГТО и, более того, учитывать их при поступлении в вузы. А меж тем, подхватив светлую мысль начальника, депутат Государственной Думы от Единой России тов. Василий Шестаков предложил и вовсе ввести обязательный ЕГЭ по физкультуре. Сегодня история продолжилась. По сообщению Российского Студенческого Союза, идея о возрождении ГТО получила поддержку совета ректоров Санкт-Петербурга (глава которого уже выказывал поддержку морально-нравственным экспериментам А. С. Запесоцкого). Путин в понедельник распорядился ввести комплекс ГТО в действие с 1 сентября, а уже через год, по сообщению Ливанова, он будет учитываться при поступлении в высшие учебные заведения нашей страны. Подробнее читайте на сайте Студсовета СПбГУ: http://studsovet.org/2014/03/25/gto/

Главный аргумент за эту инициативу очевиден: так сказал президент. Разберёмся с аргументами против:


1. Даже если мы декларируем физическое здоровье молодёжи как один из приоритетов образовательной политики (что само по себе не вызывает возражений), совершенно непонятно, почему физподготовка должна учитываться при поступлении в вуз. Наши университеты готовят выпускников самых разных специальностей, и везде при поступлении учитываются оценки по тем предметам, которые тем или иным образом связаны с будущей профессией. Грамотно писать нужно всем. Без знаний по основному профильному предмету в университете делать вообще нечего. Выпускникам многих специальностей в профессиональной деятельности нужен иностранный язык. К подавляющему большинству специальностей физическая культура не имеет никакого отношения. Исключение составляют спортивные вузы, где физкультура - профиль, и некоторые ведомственные, где физподготовка - необходимый сопутствующий элемент, как иностранный язык для дипломата. Но речь идёт именно обо всех вузах. Сдавать туда физкультуру - это примерно как ЕГЭ по химии при поступлении на истфак. Хотя мышьяк, конечно, сыграл свою роль в истории…

2. Немалую долю нареканий ЕГЭ вызвал тем, что сдача экзамена требует специальных навыков по сдаче экзамена. В выпускных классах на уроках русского языка дети натаскиваются на бесполезные, с точки зрения владения языком, тестовые задания, учатся правильно заполнять бланки экзамена и вносить исправления понятным компьютеру образом. Это вместо углубления знаний по предмету. Аналогичного эффекта может достигнуть и ГТО. Вместо подготовки к вузу, углублению знаний по школьным предметам, как связанным, так и не связанным с будущей профессией, многим школьникам придётся запихивать свои физические кондиции в утверждённое минобром прокрустово ложе. Иначе и знания, и понимания, и умения пойдут прахом. Мальчикам ещё хорошо. Им, в крайнем случае, к следующей попытке поступления в армии нужные кондиции пинками, но нагонят. А прекрасным дамам что делать?

3. Абсолютно всех детей пытаются оценить с точки зрения единого стандарта физической подготовки. Совершенно непонятно, на кого он будет рассчитан. Как и по другим предметам, ориентироваться можно на троечника, а можно на отличника. Можно выставить «проходной балл», то есть норматив, на уровне соответствующего спортивного разряда, например, а можно с расчётом на некрепкого середнячка, чтоб пусть с потом, но почти все сдали. Первый вариант - издевательство чистой воды. Второй же сводит на нет сам смысл нововведения. Остаётся надеяться, что действовать будет всё же нечто среднее ближе ко второму. В противном случае, знающих, понимающих и готовых к профессиональной деятельности физкультурников-середнячков обгонят при поступлении накачанные середнячки-профессионалы. Они-то и будут нас потом лечить, запускать ракеты в космос, заседать в Государственной Думе…

4. Принцип оценки всех по единому стандарту едва ли поможет выполнить декларируемую цель привлечь молодёжь к спорту или хотя бы к здоровому образу жизни. Именно потому, что на практике дети будут заниматься подгонкой себя под этот стандарт, а не любимым видом спорта. Можно же заниматься плаванием, но не уметь подтягиваться, кататься на коньках, но не выполнить норматив по отжиманиям. Всякий ли теннисист пробежит стометровку? А должен будет пробежать! И чёрт с ним с теннисом. Одиннадцатый класс посвятим бегу. В общем, декларируемая цель опять подменяется отчётностью.

5. Будут ли созданы условия для подготовки? В старых ГТО были и лыжи, и стрельба, и турпоходы. Дети и родители сами будут обязаны учиться ходить на лыжах и стрелять или школа предоставит такую возможность? Билеты и турбазы оплачиваем сами, экономим на репетиторах и полезных для профессиональной деятельности книгах. Это мы уже поняли.

6. Можно не сомневаться, что здесь, в отличие от ЕГЭ, скандалов в Дагестане не будет. А вот в других регионах могут принять на вооружение дагестанскую модель. Учителя физкультуры ведь тоже люди и тоже понимают, что их предметом ломать жизнь ребёнку, не созданному разгружать вагоны, не стоит. Ну не добежит 0,8 сек. до норматива - ну сделаем вид, что добежал. Завысим результат. У меня лично в данном случае не повернётся язык осудить такого учителя. Только морально оправдать. И что получается? Мы столько лет добиваемся всеобщего уважения к закону, соблюдения гражданами всех юридических норм, придираемся к каждой запятой в заполненном бюрократическом бланке. Но для того, чтобы закон уважался всеми, мало назвать его законом. Важно, чтобы сей закон не создавал моральной дилеммы, не ставил человека в ситуацию, когда неисполнение влечёт для всех причастных меньшие издержки, чем строгое соблюдение. Зачем же в школе, где закладываются основы воспитания личности, воспитания гражданина, закладывать основы правового нигилизма…

7. Довольно строгое бинарное деление «сдал - не сдал» может создать в ряде детских коллективов неблагоприятные взаимоотношения, развить у несдавших детей комплекс неполноценности. В последствии среди молодёжи, особенно интеллектуальной и непоступившей, разовьётся абсолютно обоснованное ощущение творящейся вокруг социальной несправедливости. Многие из-за этой несправедливости не найдут своего места в жизни. Странно, что наши помешанные на безопасности повелители не видят в таком положении вещей прямой угрозы безопасности государства.

Итак, нормы ГТО - это несправедливость.
Нормы ГТО не средство достижения цели.
Нормы ГТО рушат систему адекватной оценки знаний школьников и систему приёма в вузы.
Нормы ГТО - подкоп под Россию!

Пойду создам на РОИ петицию против ГТО. Как пройдёт модерацию, кину сюда. Кто ещё не зарегистрирован на http://www.roi.ru , прошу начать процесс уже сейчас. Он небыстрый, с подтверждением личности. Я использовал аутентификацию через почту (да-да, бумажную, заказным письмом) и считаю этот способ наиболее удобным.

Путин, образование, актуальное, МинОбр

Previous post Next post
Up